Ольга Гуйванская
Мотивация детей дошкольного возраста на занятия спортом в условиях дошкольных образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Мотивация детей дошкольного возраста на занятия спортом в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии ребенка. Успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам во многом зависит от состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психологического развития.
Публикация «Мотивация детей дошкольного возраста на занятия спортом в условиях дошкольных образовательных учреждений» размещена в разделах
Актуальность темы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, формируется мотивация к физической культуре и спорту, прививается любовь к физическим упражнениям, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Именно поэтому крайне важно сформировать основную базу практических навыков и знаний, осознанную потребность и систематических занятиях спортом в этом возрасте.
Не новость, что сейчас дети большую часть времени проводят в статическом положении, в особенности дома (за столами, у телевизора, играя
в тихие игры за столом). Так называемый «двигательный дефицит», т. е. количество движений, которые они делают в течение дня, ниже возрастной нормы. Соответственно, это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает скорое утомление. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Следовательно, детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы и социальные запросы.
Здоровье ребенка формируется именно в дошкольном возрасте, также, как и его общая работоспособность и жизнедеятельность. Все, что необходимо для всестороннего гармонического развития личности, развития физических способностей, закладывается в этом возрасте. Спорт является основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, и это не только организованные физкультурные занятия в дошкольных образовательных учреждениях, это также занятия дома, с семьей. Систематические занятия спортом улучшают деятельность всех физиологических функций организма ребенка, тем самым, повышая его устойчивость к заболеваниям. В связи с этим, перед педагогами и родителями стоит важная задача - подготовка к жизни, труду, овладение определенным запасом двигательных навыков и умений, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на дальнейших этапах обучения, проявиться интересу к самостоятельным занятиям спортом.
Главной задачей спорта для дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма.
Но давайте для начала попробуем разобраться с таким термином как
«мотивация». Она понимается как побуждение, наставление к действию. Необходимо понять, каким образом воспитатели дошкольных образовательных учреждений способны побудить интерес к занятиям спортом детей. Предполагается, если во время проведения занятий с детьми использовать соответствующие их возрасту и возрастным особенностям средства, которые будут создавать и поддерживать позитивный эмоциональный фон занятия, будут давать детям информацию о пользе спорта и двигательной активности, то такой комплекс воздействий позволит сформировать у детей устойчивый интерес к систематическим занятиям спортом.
Можно сказать, что основными причинами двигательной активности у детей на этапе начальной спортивной подготовки являются : общение с товарищами, положительное отношение к инструктору по физической культуре, вне тренировочных факторов (разнообразие досуговой деятельности). Чтобы общение с товарищами было для детей значимым на мотивирующем уровне, необходим хороший, «теплый», благоприятный микроклимат в группе. «Формирование» коллектива и создание в нем благоприятного психологического микроклимата – одна из воспитательных задач как воспитателя, так и узких специалистов в целом, равно как и организация досуга детей.
Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей также необходимо :
– Повышать эмоциональную насыщенность (например, включать большее количество подвижных игр и соревнований, стараться вызывать положительные эмоции у дошкольников, поскольку радость и удовольствие
– одни из наиболее значительных факторов привлечения детей к двигательной активности.
– Активизировать досуговую деятельность: организовывать экскурсии, походы, коллективные праздники.
– Заботиться о создании благоприятного микроклимата в коллективе (создание атмосферы взаимного уважении и доверия, заботы об интересах товарищей, поощрение разумного риска и т. д.)
Не стоит забывать, что игровая деятельность в различном возрасте является одним из главных интересов ребенка. Поддержать мотивацию детей, созданную с помощью кинематографа можно с помощью и ролевых игр, ролевых соревнований, проведение соревнований или тренировок по интересным правилам. Это поддержит командный дух и создаст посыл к творчеству, если, например, дети сами сделают костюмы к ролевым играм.
При формировании мотивационной сферы дошкольников необходимо учитывать следующее:
– ставить многолетние перспективные цели;
– развивать спортивное честолюбие;
– стимулировать дошкольников поощрениями;
– развивать положительные спортивные традиции группы;
– отражать в наглядной агитации успехи воспитанников детского сада;
– привлекать спортсменов для передачи и воспитания спортивного
духа;
– показывать пример активного и добросовестного отношения;
– раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой.
А также отдельное и немаловажное место надо уделить спортивному просвещению родителей. Их необходимо ориентировать на формирование положительного отношения к спорту у ребенка, на формирование привычки выполнять утреннюю гимнастку, конечно, лучше делать это на личном примере, через совместную утреннюю зарядку. Так же необходимо стимулировать двигательную активность ребенка совместными спортивными занятиями (коньки, лыжи, бассейн, покупать ребенку спортивный инвентарь (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.).
Необходимо создавать в детском учреждении условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
И, как показывает практика, наиболее значимыми факторами, которые наиболее результативно воздействуют на формирование мотивации к систематическим занятиям физической культуры, являются получение детьми новых двигательных ощущений, взаимно уважительные отношения между воспитанниками (учениками) и преподавателем (тренером) и разумно организованная педагогом внеурочная совместная рекреационная и познавательная деятельность. Систематическая информация о пользе занятий физической культурой, о ее важности в развитии личности человека, поддержание позитивного эмоционального фон занятий, а также примы педагогического воздействия, направленные на создание благоприятной психологической ситуации в детском коллективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова – М. : Издательство “ГНОМ и Д”, 2004. – 65 с.
2. Голощекина М. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре / М. Голощекина // Дошкольное воспитание. – 1973.- № 4. – С. 81-87.
3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ
/ Под ред. З. И. Берестовой. – М. : ТЦ Сфера, 2004. - 112 с.
4. Островская Л. О детских интересах / Л. Островская // Дошкольное воспитание. – 1979.- № 7. – С. 24-28.
5. Польшина Г. И. Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки [Электронный ресурс] / Польшина Г. И. – Режим доступа: https: // https://cyberleninka.ru
6. Чиркова И. В. Формирование у детей дошкольного возраста мотивов двигательной деятельности посредством игр физкультурной тематики [Электронный ресурс] / Польшина Г. И. – Режим доступа: https: // www.pdou.ru/categories/7/articles/2699