Кулькова Юлия
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Мордовия моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
«МОРДОВИЯ МОЯ!»
(для детей старшей группы)
Цель: развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка с применением ИКТ.
Публикация «Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста „Мордовия моя!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Программное содержание: познакомить с географической картой, с картой Мордовии, учить «читать» ее; формировать у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине; закрепить понятие «мордовский край»; познакомить детей с мордовским национальным бытом, культурой, этносом; развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей; создавать радостное настроение; развивать интерес к истории родного города, любознательность, расширять кругозор; развивать знания детей о богатствах Мордовии, её природе и животном мире; воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы живем, интерес и уважение к национальным традициям; обогащать и активизировать словарь, продолжать развивать связную речь детей. (глобус, макет, материк, страна, символика).
Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, перевоплощение, рассматривание, беседа по вопросам, рассматривание глобуса, карты Мордовии.
Оборудование: карта Мордовии, символика Республики Мордовия; презентация с изображением природы Мордовии, историческими фото; старинные предметы быта и обихода; кукла в мордовском национальном костюме; элементы узора; музыкальные инструменты; сказка «Благородный медведь».
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, о г. Саранске; беседа с детьми на тему «Природа Мордовии», разучивание мордовских народных игр, беседы о нашей стране, чтение мордовских сказок, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии.
Ход ООД
(дети стоят около карты России)
В. Скажите, как называется наша Родина? (ответы). Да, дети, наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают многие народы: татары, чуваши, башкиры, армяне, русские и многие другие. (показываю детям картинки на компьютере людей (кукол) в национальных одеждах)
У каждой народности есть своя малая Родина. Мы с вами живем в Мордовии – это наша малая Родина – это республика. Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей) Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке, и если мы живем в Мордовии, то и разговаривать можем на мордовском языке. Давайте научимся здороваться по мордовски :
- Шумбратадо! ( дети отвечают: Шумбратадо)
- Ребята, скажите, на каком языке мы с вами поздоровались? (мордовском)
- Правильно! (у воспитателя в руках кукла, одетая в мордовский костюм. От ее имени воспитатель здоровается с детьми на мордовском языке. (повторение слова «Шумбратадо!»)
В. К нам в гости пришла девочка - эрзянка, зовут ее Татуня. Сегодня Татуня хочет поговорить с вами о нашей малой Родине, о крае, в котором мы родились. Татуня приглашает вас отправиться в путешествие. (воспитатель и дети проходят к карте Мордовии, рассматривая которую находят город Саранск). Еще раз вспомним, как называется республика, в которой мы проживаем? (Мордовия)
В. Послушайте стихотворение о нашей малой Родине и рассмотрите репродукции картин мордовских художников, которые изобразили природу мордовского края.
Воспитатель:
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей. (рассматривают картинки с изображением мордовской природы в разное время года под музыку.)
Природа Мордовии довольна разнообразна. Здесь есть леса и луга, реки и озера, низменности и возвышенности. Все времена года в Мордовии непохожи друг на друга. На смену теплой весне приходит жаркое лето. Дождливая осень сменяется морозной зимой.
В. - Скажите, как называется столица Мордовии? (Саранск)
Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья. Давным-давно, там, где сейчас находится Саранск, располагалась деревенька. Вокруг нее были леса, где люди собирали мед и охотились. Первые поселенцы умели выращивать зерно и печь хлеб, держали овец, коров, кур, свиней. Мирный труд крестьян, охотников нарушали набеги кочевых племен, которые жгли дома и уводили жителей в плен. И тогда мордовский народ решил объединиться с русским народом для защиты от набегов и строительства. И путь врагу преградили заграждения из поваленных деревьев и остроги (крепости). Один из острогов был построен Саввой Козловским на месте мордовской деревеньки, где сливались две реки: Саранка и Инсар. Так возник острог Саранск в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства. Речка Саранка, называвшаяся в XVII веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней – возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны. Не всякому врагу было под силу завоевать такую крепость. Город рос и развивался.
В 1651 году Саранск получил статус уездного города. В течение двух столетий уездный город был торгово-ремесленным центром сельскохозяйственной округи.
Каждый город имеет свой герб. На старинном гербе Саранска изображены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.
Посмотрите – это герб и флаг Республики Мордовия. Из каких цветов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)
Герб Республики Мордовия — государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995года. Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдический щита с гербом города Саранска — изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стрелами, на фоне флагa Республики Мордовия в середине. Герб обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна это национальное украшение женщин. Ha гривнe нaxoдитcя семь орнаментов, означающих 7 городов республики: Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Саранск и Темников. В верхней части восьмиконечнaя розеткa красного цвета — солярный знак, символ солнца.
Автор герба – Чикринев Николай Дмитриевич. На щите повторяются цвета флага РМ: в центре его на белой полосе помещен щиток с изображением древнего герба города Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенные вертикально сверху вниз.
ФИЗМИНУТКА:
Я узнал, что у меня есть огромная страна (широко разводим руки)
Солнце, небо голубое – это все мое, родное! (руки вверх-вниз)
Это Родина моя! (шаг на месте)
Всех люблю на свете я! (поворачиваемся к соседу, улыбаемся и машем).
В. Посмотрите – вот еще один символ Мордовии. Флаг Республики Мордовия принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года. Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного, белого и темно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.
Важную роль в флаге играет цвет: белый - чистоту, мудрость, невинность, мир; красный – право, силу, мужество, любовь, храбрость. Почему именно эти цвета используются на флаге России? (Они говорят о мужестве, верности, правде). Цвета российского флага: белый, синий, красный – издревле почитались на Руси.
На сегодняшний день, Саранск представляет собой культурный, (перечислить театры, промышленный (перечислить предприятия, чем они занимаются) спортивный, студенческий центр. Расскажите, каким вы видите свой город, чем он вам нравится. (высказывания детей)
У каждого города, большого или маленького, старинного или только что возникшего, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками с удивительной резьбой, другие- каменными особняками, памятниками архитектуры, третьи- древними монастырями и церквами, четвёртые- современными проспектами, прекрасными парками, набережными.
-Ребята, а что привлекает вас в облике родного города?
- Какие музеи вы посещали с родителями?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
-Назовите спортсменов, прославивших нашу Республику?
- Ребята, мы с вами любим наш город, и куда бы мы не уехали, всегда будем помнить его.
В заключении нашего занятия предлагаю вам поиграть в мордовскую игру «В горшки». (объясняю детям правила и играем)
В: Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья.
Мы, твои дети, славим тебя!
Вот такими замечательными словами мы закончим наше занятие. Нам осталось с вами попрощаться.
В. : Вастомазонок! (дети повторяют)