Алена Галева
Мораль и нравственность: основные нормы и ценности в деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы:
1. Моральные принципы, нормы и ценности педагогической деятельности.
Принципы педагогической этики – это наиболее общие содержательные ориентиры поведения специалиста в целом. Они определяют направленность профессиональной деятельности педагогов. Данные принципы вполне могут претендовать на роль методологической базы профессионально – нравственного поведения педагога. Важно подчеркнуть, что данные принципы предполагают использование их во всех случаях педагогической практики, касаются всех направления деятельности педагога и всех «линий» профессионально – нравственных отношений, в которые он вступает.
Публикация «Мораль и нравственность: основные нормы и ценности в деятельности педагога» размещена в разделах
В чем конкретно они заключаются?
Добро: Принцип благодеяния или принцип любви; Принцип ненасилия.
Свобода: Принцип автономии; Принцип толерантности.
Ответственность: Принцип ответственности.
Справедливость: Принцип справедливости.
Достоинство: Принцип уважения прав и достоинства.
Честь: Принцип компетентности.
Такт: Принцип порядочности.
Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
б) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;
д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
е) придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;
ж) воздерживаться от размещения в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;
з) избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Под ценностями педагогической деятельности он подразумевает средства, которые позволяют учителю удовлетворять материальные, духовные и общественные потребности, и цели, служащие ориентирами его социальной и профессиональной активности. Взяв за основу классификации потребности личности и их соответствие профессии учителя, он выявил следующие виды ценностей : ценности, связанные с утверждением личности в обществе, ближайшей социальной среде; ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении; ценности, связанные с самосовершенствованием; ценности, связанные с самовыражением, и утилитарно-прагматические ценности.
Н. Ю. Гузева, рассматривая проблему формирования профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педагогического колледжа, выделяет три группы педагогических ценностей :
1) ценности, связанные с условиями профессиональной деятельности :
«свобода» в педагогическом процессе;
постоянное общение с людьми;
подробно расписанный трудовой процесс;
гуманистический характер профессии;
постоянное самосовершенствование;
знание своего предмета;
уважение и благодарность людей;
творческий характер труда;
2) ценности, связанные с личностно-мотивационной сферой учителя:
наличие перспективы профессионального роста;
продолжение семейных традиций;
соответствие профессии склонностям, интересам;
желание быть в центре внимания людей;
3) ценности, отражающие управленческие аспекты образовательной деятельности :
возможность воздействовать на поведение других людей и направлять их;
любовь – взаимоотношение учителя и ученика;
возможность передать свое мастерство, знания.
Таким образом, можно сказать, что под ценностями педагогической деятельности подразумевают ценности самого педагога, педагогического коллектива, a также общепринятых ценностей человека, выступающих ориентирами в профессиональной деятельности.
2. Педагогическая этика о нравственном сознании педагога.
Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Основой человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе. Нравственное сознание педагога представляет диалектическую совокупность этических знаний, нравственных чувств, убеждений, воли и идеалов, определяющих его нравственные отношения, поступки и профессиональные действия. Нравственное сознание педагога - часть нравственного мира, который проявляется в сознании, деятельности и отношениях. Его можно определить и как часть нравственной культуры личности, характеризующей уровень нравственного развития человека. Нравственная культура личности педагога - это целостная система элементов, охватывающая:
• культуру этического мышления (способность морального суждения, умение пользоваться этическим и эстетическим знанием, различать категории добра и зла, гармонии и красоты, применять нравственные нормы на практике,
• культуру чувств (способность к моральному резонансу, сопереживанию,
• культуру поведения, характеризующую конкретный способ осуществления в моральной практике помыслов, знаний и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка,
• этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон общения.
3. Структура нравственного сознания.
В структуру нравственного сознания педагога включаются :
• нравственные (этические) взгляды,
• убеждения (идеалы,
• нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Данные компоненты структуры взаимосвязаны. Их формирование происходит в контексте развития нравственной культуры личности педагога.
НРАВСТВЕННЫЕ (этические) ВЗГЛЯДЫ ПЕДАГОГА. Нравственные взгляды учителя - это комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия педагога с учащимися в воспитательно - образовательном процессе учебного заведения. Динамика развития нравственных взглядов связана с процессом расширения профессиональной информированности педагога о личности ребенка.
Этические взгляды педагога включают в себя понимание ряда этических категорий:
• идеалы детства, отрочества, юности,
• принципы диалогового взаимодействия преподавателя с обучающимися,
• осознание своего профессионального долга,
• осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести педагога,
• понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.
УБЕЖДЕНИЯ (идеалы) ПЕДАГОГА. Убеждения являются центральным элементом сознания и самосознания личности. Они характеризуются уверенностью личности в том, что приобретенные им знания, взгляды, принципы, идеалы являются истинными и соответствуют его жизненным целям и стремлениям. Убеждение по своей сути имеет трехкомпонентную структуру:
• познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора,
• эмоционально-мотивационный компонент (отношение к этому знанию,
• волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и желанием).
Таким образом, убеждения представляют собой идеи, которыми педагог овладел настолько, что они уже сами владеют личностью и управляют ее практическими действиями и поведением. Без твердых педагогических убеждений не может быть веры в возможность совершенствования личности ребенка. Д. И. Писарев писал об убеждениях: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей голове». Ядром нравственных убеждений личности является нравственный идеал, который представляет собой зафиксированную в сознании общества модель. Данная модель ориентирует педагога в его практической деятельности.
Педагогическая этика рассматривает нравственный идеал педагога как систему высоких нравственных качеств личности преподавателя.
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА ПЕДАГОГА. Нравственные чувства - это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего собственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как «справедливо - несправедливо», «человечно - бесчеловечно». К нравственным чувствам относятся : симпатия - антипатия, привязанность - отчужденность, уважение - презрение, любовь - ненависть, справедливость - несправедливость и др. Нравственные чувства являются частью нравственного сознания учителя. По своему содержанию они представляют собой субъективное, личностное отношение к объектам и субъектам педагогического процесса. В. А. Сухомлинский о взаимообусловленности убеждений и чувств писал: «Нравственные убеждения, взгляды привычки - все это тесно связано с чувствами. Чувства - это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди».
Ведущими нравственными чувствами педагога являются :
• любовь к детям,
• профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,
• терпимость,
• доброжелательность,
• доверие и уважение к учащимся.
4. Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма.
Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя-мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей.
Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Педагог, который искусственно делит учащихся на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу. Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой.
Постоянные запреты типа «нельзя» либо делают воспитанника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоречия. Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств. Любить ребенка - это значит уметь к вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения учащихся, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни. Данное понятие проявляется на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками. Эти отношения должны характеризоваться такими качествами, как: доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.
Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением.
Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка.
Аксиома 3. Ученик - имеет право на незнание.
Часто неуважительная, авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание. Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагог уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить. Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.
Аксиома 4. Злой учитель - непрофессионал.
Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Будущему педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали.
Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель — родители ученика», нужно исходить из того, что семья — важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок. Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток па формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.
В школу приходит шестилетний человек, у которого уже сложились представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений.