Ирина Мулатова
Конспект занятия «Монотипия пейзажная по мокрому «Природа отражается в воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать развивать у детей образное мышление, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость на пейзажный образ, его настроение.
Задачи
Образовательные:
Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать ее изобразительные особенности. Закрепить знание детей о пейзаже, как жанре изобразительного искусства.
Закрепить навыки и технику рисования деревьев, кустарников, используя гуашевые краски составлять весеннюю цветовую гамму.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Монотипия пейзажная по мокрому „Природа отражается в воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать художественные навыки, умение замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания собственного рисунка (цвет и цветосочетание, рисунок объектов пейзажа).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, любви к природе родного края, малой Родины.
Работа над словарем: пейзаж, монотипия, половодье, проталина
Приемы руководства деятельностью детей:
Приемы активизации деятельности детей (рассматривание, обсуждение, беседа).
Приемы организации практической деятельности детей (показ образца, демонстрация этапов изображения весеннего пейзажа).
Приемы поддержание интереса у детей (физкультминутка, мнимая (воображаемая) ситуация (водяной заколдовал отражение на картине, поможем вернуть картине прежний вид.)
Приемы оценки и самооценки (самоанализ, похвала, поощрение).
Создание среды:
Альбомный лист, размер А3 (А4, с готовой линией сгиба по вертикали, верхняя часть тонирована голубым (небо, нижняя – синим (вода).
Набор гуашевых красок, кисти: мягкие №2, №4
Палитра, стаканчик - непроливайка, подставка под кисти
Салфетки, губка для покраски водой второй половины альбомного листа
Запись с музыкой П. И. Чайковского «Времена года. Апрель»;
«звук волшебства»;
Репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода» (2 шт.)
Атрибуты костюма художника: берет, накидка;
Цветок: цветик – семицветик;
Воздушные шары.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий с отражением природы на водной глади (озера, реки, пруда).
Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, рисование деревьев и кустарников, чтение стихотворений о весне.
Планируемые результаты:
Личностные: получение ребенком радости от результатов собственного труда, эмоционально-положительная реакция на красоту весенней природы.
Интеллектуальные: развитие способности понимать поставленные задачи, поэтапно их реализовывать, проявляя творчество в выборе цвета и деталей.
Физические: развитие мелкой моторики, (умение правильно работать кистью)
Интеграция образовательных областей по содержанию и средствам решения образовательных задач: художественно – эстетическое, познавательное, социально – личностное, физическое развитие.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода» (на картине отражения не видно)
Воспитатель: Посмотрите сюда, ребята, здесь какая-то странная картина.
Ответы детей
Воспитатель: Мне кажется, чего-то на картине не хватает. Я поняла! А вы, не догадались?
Ответы детей
Воспитатель: Деревья стоят в воде. В воде, что-нибудь видно?
Дети: Нет
Воспитатель: А должно быть видно, что-либо в воде или нет?
Дети: В воде должно быть отражение деревьев
Воспитатель: Молодцы, ребята, догадались! А куда же девалось отражение?
Рассуждение детей
Воспитатель: А на самом деле. Наступила весна, проснулся и водяной. Решил он подшутить, заколдовал отражение на картине. Если мы с вами научимся рисовать отражение (весенней) природы в воде, то водяной вернет отражение природы картине. Нам надо обратиться к специалисту. А кто у нас специалист по рисованию?
Дети: Художник.
Воспитатель: Конечно же, художник. Я вам предлагаю отправиться в страну Живописи, главному придворному художнику. Он точно знает, как рисовать весенний пейзаж, с отражением природы в воде. Хотите отправиться в страну Живописи.
Дети: Хотим
Воспитатель: Ведь страна Живописи волшебная страна, туда можно попасть только с помощью волшебства. Вот у меня вазе расцвел волшебный цветок: цветик - семицветик.
Маша, оторви от цветка один лепесток и бросай. Мы закроем глаза и повторяем за мной слова:
Дети хором:
Лети, лети лепесток -
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Сделай так, чтобы мы оказались в стране Живописи.
Звучит музыка - «звук волшебства».
Воспитатель переодевается в художника.
Художник: Здравствуйте, дети, я главный придворный художник в стране Живописи. Зачем вы сюда пришли?
Дети рассказывают.
Художник: Хорошо, ребята. Я вас научу рисовать весенний пейзаж, с отражением в воде. Что такое пейзаж? Повторите это слово.
Дети: (ответы детей). Жанр изобразительного искусства, где предметом рисования является природа.
Художник: Способ, которым мы будем рисовать, называется монотипия. Монотипия – отпечаток. Этот способ используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки). Повторите название, способа рисования. Отражение того, что вы нарисуете это и будет вашим волшебством.
Дети: Монотипия.
Художник: Я начну рассказывать и показывать, как рисовать отражение природы в воде. Слушайте меня внимательно и запоминайте. У меня здесь всё волшебное и гуашевые краски, и кисти.
Художник рассказывает и показывает приём пейзажной монотипии.
1. Берем лист бумаги складываем лист пополам, по – вертикали, обозначив линию сгиба, разворачиваем лист. Чем будет линия сгиба? Что выше линии (небо? Что ниже, в чем будет отражаться дерево (в воде, в озере, в реке? Что еще может отражаться в воде?
Дети: ответы детей.
2. Нижнюю половину листа (озеро) протираем влажной губкой
3. Рисуем на верхне половине листа весенний пейзаж. Большой кисточкой, над линией горизонта рисуем берег реки. Кисточку держим наклонно, нажимаем всем ворсом. Складываем лист пополам, прижимая ладонями делаем отпечаток, разворачиваем лист. Отразился берег реки. Кисточку промоем, ставим на подставку.
4. Рисуем ствол дерева маленькой кисточкой (№2). Как рисуем ствол дерева? (в каком направлении? Ствол внизу, у корня - шире, а к верху – уже (сначала кисть нажимаем всем ворсом, дальше дорисовываем кончиком кисти). Складываем лист пополам, прижимая ладонями делаем отпечаток, разворачиваем лист.
Дети: ответы детей
5. Как рисуем ветки дерева? (в каком направлении? Их у меня будет три. Сначала с одной стороны рисуем, потом с другой стороны, но чуть повыше. Чем выше ветка, тем короче и тоньше. На макушке дерева тонкие веточки рисуем кончиком кисти. Складываем лист пополам, прижимая ладонями делаем отпечаток, разворачиваем лист.
Дети: ответы детей
6. От крупных ветвей отходят более тонкие веточки. Их также рисуем кончиком кисти, сна некотором расстоянии.
7. Рисуем куст. Чем отличается куст от дерева? У кустов нет ствола, а ветки растут прямо из земли. Ветки внизу расположены близко друг другу, а сверху – расходятся. Складываем лист пополам, прижимая ладонями, делаем отпечаток, разворачиваем лист.
Дети: ответы детей
8. Облака рисуем белой кисточкой с жесткой щетинкой, методом тычка. Складываем, прижимаем, делаем отпечаток.
Художник: Вот так, шаг за шагом, в речке отражается то, что вы нарисуете. Пейзаж выполняем быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляем красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Дети: Запомнили
Художник: А теперь сделаем физкультминутку.
Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу)
Золотое донышко, гори,
Гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки расцветают. (встают на носочки, руки поднимаем
верх)
Художник: Давайте вспомним, как я рисовал отражение в воде
Дети рассказывают о новом способе рисования (половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой; в верхней части листа поэтапно рисуем гуашью объекты пейзажа : деревья кустарники, солнце, облака и т. д.)
Художник: Приступаем к работе.
Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Апрель»
Художник: Молодцы, у всех получается замечательный весенний пейзаж.
Звучит звонок на сотовом телефоне.
Художник: Да Ваше Величество, скоро буду. Ребята, меня вызывает, Король страны Живописи, я должен написать портрет его Величества.
Пока дети заканчивают рисовать, воспитатель переодевается.
Появляется воспитатель в руках воздушные шары.
Воспитатель: Ребята, я отстала от вас, вот помогли мне воздушные шары, принесли меня в страну Живописи. Какие вы молодцы.
Воспитатель: Кто это, научил вас так рисовать?
Дети: Главный художник страны Живописи
Воспитатель: А, что вы нарисовали?
Дети: весенний пейзаж с отражением природы в воде
Воспитатель: А, как получилось отражение в воде?
Дети рассказывают.
Воспитатель: А, каким способом вы рисовали, запомнили?
Дети: Монотипия
Воспитатель: Давайте рассмотрим рисунки.
Воспитатель: Какой рисунок вам больше понравился? Почему?
Дети рассказывают
Воспитатель: Вы хорошо научились рисовать отражения в воде. Нам пора возвращаться в детский сад. Карина оторви от цветка лепесток. Давайте закроем глаза, скажем волшебные слова.
Дети хором повторяют слова: Лети, лети лепесток…
Звучит музыка, «звук волшебства»
Дети возвращаются в группу
Воспитатель: Вот мы опять оказались в детском саду, в нашей любимой группе. Посмотрите на картину, появилось ли отражение в воде? Что отражается в воде? Это картина русского художника И. Левитана «Весна. Большая вода». На этой картине художник показал, разлив реки. Разлив реки происходит весной, в апреле. Как по- другому называется разлив реки? (половодье). Повторите это слово.
Дети: Половодье.
Воспитатель: Молодцы, ребята мы справились.
Используемая литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. _ М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 7, 8, 9, 10. – М. : Просвещение, 2011
3. Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИК - СИНТЕЗ
Москва 2015
4. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004
5. Г. Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
Ч. 1. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.