Лилия Радакина
Мониторинг по теме «Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг.
Тема «Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе»
Методика ознакомления старших дошкольников с правилами поведения в природе предполагает ориентацию на развитие личностных. Отобранные методики предполагали выявление исходного уровня знаний о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.
Публикация «Мониторинг по теме „Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе“» размещена в разделах
- Мониторинг
- Правила поведения в природе
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Результаты исследования оценивались с помощью критериев. Критерий (как обобщенный показатель) выступает эталоном оценки, а сама оценка выступает как завершающий акт деятельности исследователя. Специфичность критериев исследования определяется структурно-содержательным характером заявленной проблемы «ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе».
Цель: выявить уровень знаний детей о правилах поведения в природе и умения их выполнять.
Задание 1.
Оборудование: Картинки с изображением разных экологических ситуаций, в которых участвуют дети (в лесу, на лугу, у водоема, в городской среде).
Инструкция к проведению: Работа проводиться с каждым ребенком индивидуально. Воспитатель показывает картинку. Ребенок должен ответить на вопросы:
1. Расскажи, что ты видишь на картинке?
2. Правильно ли ведут себя дети?
3. Как бы ты поступил в этом случае?
Критерии оценки:
2 балла - ребенок правильно описывает ситуацию на картинке, высказывает правильные суждения и предлагает правильный вариант поведения.
1 балл - ребенок не совсем правильно описывает ситуацию на картинке, допускает ошибки или сомневается. Высказывает ошибочные суждения и не предлагает правильный вариант поведения, сомневается в том, как правильно нужно поступить в данной ситуации.
0 баллов - нет ответа или допускает грубые ошибки в рассказе о ситуации, в суждениях и в том, как правильно нужно поступить в данной ситуации.
Задание 2:
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Оборудование: Диск со стрелкой в центре (по типу циферблата, в середине которого изображены картинки природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе.
Инструкция к проведению: Работа проводиться с каждым ребенком индивидуально. Ребенок, перемещая стрелку, рассматривая знаки, называет это положительное поведение человека в природе или это отрицательное поведение человека в природе.
Критерии оценки:
2 балла - ребенок правильно понимает знак и правильно определяет, что такое хорошо, что такое плохо.
1 балл - ребенок допускает ошибку или сомневается, когда определяет, что такое хорошо, что такое плохо.
0 баллов - нет ответа или допускает грубые ошибки или совсем не может определить, что такое хорошо, что такое плохо.
Задание 3:
Наблюдение за поведением детей при взаимодействии с природными объектами уголка природы или участка.
Цель: Выявить уровень умений детей взаимодействовать с природными объектами.
Критерии оценки:
2 балла - Увлеченно наблюдает за растениями и животными, интересуется способами ухода за ними, ребенок старается не вредить растениям и животным во время игр. Самостоятельно ухаживает за растениями в уголке природы. Выполняет простейшие функции по уходу за растениями. Проявляет инициативу.
1 балл - ребенок не причиняет вреда растениям и животным, но не проявляет к ним особого интереса. Животные ребенка привлекают, но очень быстро интерес к ним пропадает. В совместной деятельности с педагогом выполняет необходимые функции по уходу за природными объектами, но старается поскорее закончить свою деятельность.
0 баллов - ребенок не обращает своего внимания на растения и животных. Может повредить их, не придав этому значения. Не прислушивается к советам педагога в отношении охраны растений. Природные явления не интересны.
Задание 4:
Методика «Альтернатива» (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель: определить уровень сформированности знаний правил поведения в природе у старших дошкольников. Изучить отношение детей к природе.
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает ребенку выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа:
1) - Гуляя в лесу с родителями ты пойдешь:
А) Проложишь новую дорожку, зато нарвешь красивый букет?
Б) По натоптанной тропинке, не вредя растениям?
2) - После отдыха с родными в лесу ты:
А) Оставишь мусор там, ведь и так его много вокруг?
Б) Попытаешься собрать мусор и вместе с родителями выбросишь его потом в урну?
3) - Как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы :
А) Ничего, я еще маленький.
Б) Не сорить, не обижать животных, вешать кормушки, собирать мусор.
4) -Увидев мухомор в лесу ты:
А) Полюбуешься его красотой и пойдешь дальше?
Б) Растопчу, он же ядовитый!
Критерии оценки:
2 балла - ребенок осознанно на первое место ставит интересы природы. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес к вопросам. Интересуется охраной природы и бережным отношением к ней.
1 балл - ребенок отвечает на поставленные вопросы. Не проявляет особого интереса к бережному отношению, природой больше интересуется с эстетической точки зрения.
0 баллов - ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы. Интересуется красотой природы, а не чистотой.
Шкала уровней знаний детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения в природе
Количество
баллов
Критерии
Уровень
3 и менее баллов
Для детей характерно неуверенное проявление знаний правил поведения в природе без выраженной положительной направленности. Знания правил поведения в природе ситуативные. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность, и даже агрессивность. При этом изложение правил поведения в природе неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному ответу других. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношение к ним боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо».
Низкий
4 - 6 баллов
В целом знания правил поведения в природе правильны, соответствует нормам поведения, но избирательной направленности. Представления о нормах поведения с животными и растениями становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила поведения с животными и растениями. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой, обеспечением собственной безопасности. Характерно несовпадение суждений ребёнка и его описания поведения в природе.
Средний
7 – 8 баллов
У детей практически не наблюдается негативных проявлений в выражении знаний правил поведения в природе. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Дети достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Стремятся предупредить негативные поступки, свои и сверстников. Предвидят последствия разного отношения к природе (к организму, среде обитания, обитателям экосистемы). Бережно, заботливо, гуманно относятся к природе, нетерпимы к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать помощь в случае необходимости. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
Высокий