Александр Владимирович Гришин
Мониторинг как элемент системы управленческих и педагогических решений
▼ Скачать + Заказать документы
Под качеством образования понимается интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. Цели и результаты образования – основа системы оценки качества. При условии соотнесения целей и результатов, определения критериев, методики оценивания результатов, мониторинг является действенным
механизмом управления качеством образования, важным элементом системы управленческих и педагогических решений.
Темочки:
Управление качеством образования осуществляется на основе анализа результатов и корректировки целей. Цели и результаты образования взаимосвязаны: цели (в зависимости от их содержания) оказывают влияние на результаты, которые могут в разной степени соответствовать поставленным целям. Выявление реальных результатов образования может оказать влияние не только на изменения в образовательных технологиях, но и на корректировку самих целей, то есть, на управление качеством образования.
По отношению к дополнительному образованию детей вопрос о его результатах чаще всего решается через рассмотрение проблемы содержания и целевых ориентиров учреждения дополнительного образования, целевых ориентиров педагогической деятельности, а их в совокупности - становлению и развитию индивидуальности ребенка.
В работах А. В. Гришина выделяются следующие результаты деятельности учреждений дополнительного образования: соответствие разнообразным нормативам; организация и обеспечение деятельности (в позитивном и отрицательном ее воздействии на детей); престиж в социуме (его рост или падение).
А. В. Гришин выделяет результаты образовательного процесса в учреждении дополнительного образования по типам процесса: образовательные (уровень обученности в определенной предметной
области; овладение конкретной специальностью, специализацией); воспитательные (внутренняя культура личности, общая культура личности, понимаемая как воспитанность); развивающие (свойства и
конкретные стороны личности (интеллектуальной, физической и т. д.) и их динамика); досуговые (занятость, организованность свободного времени ребенка, постоянство интереса (сохранность контингента) и появление позитивных потребностей); комплексные (результат в трех равноправных и равноценных компонентах - в области предметного обучения, общей культуры личности и уровня развития каких-то ее сторон).
Первоначально нами был проведен анализ планируемых результатов учреждений дополнительного образования, заявленных в нормативных и стратегических документах: «Концепции модернизации дополнительного образования», программах развития учреждений дополнительного образования. Они суммируют результаты деятельности учащихся и педагогов и представляют собой как количественно оцениваемые достижения (победы в конкурсах, участия в фестивалях, количество реализуемых образовательных программ, количество одаренных детей и т. д., так и качественные результаты - личность, мотивированная на познание и творчество, личностное развитие, профессиональное самоопределение и творческий труд детей, адаптация их к жизни в обществе, организованный содержательный досуг. В планируемых результатах учреждений, представленных в нормативных документах затруднительно выделение образовательных, воспитательных и комплексных результатов образовательного процесса.
К качественному образованию как результату деятельности учреждений дополнительного образования можно отнести высокий уровень обученности детей, появление у детей позитивных потребностей, высокий уровень культуры личности и т. д., обозначенные в статьях и определениях.
Все результаты можно разделить на образовательные, воспитательные и досуговые. Данное разделение обусловлено наличием соответствующих видов деятельности учреждений, представленных в документах, подвергнутых анализу. Кроме того, данное разделение находится в рамках классификации результатов образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования А. В. Гришина.
Ключевым результатом деятельность учреждения является его востребованность в социуме.
Учреждения, деятельность которых была подвергнута анализу, различны по потенциалу: это центры детского творчества, центра семейной психотерапии и дефектологии.
Дополнительные общеобразовательные программы всех учреждений востребованы. Тем не менее, наибольший интерес родителей вызывают школы развития, группы подготовки детей к школе –для детей дошкольного возраста; для детей младшего и среднего школьного возраста это традиционно популярные творческие объединения художественной направленности (например, хореография и эстрадный вокал). Особое внимание уделяется привлечению в дополнительное образование старшеклассников – как известно, данная возрастная группа в меньшей степени представлена в учреждениях дополнительного образования не только Краснодарского края, но и всей России.
Не смотря на разницу потенциалов, все учреждения востребованы благодаря разнообразию направленностей, реализации современных технологий, применению форм обучения, отвечающих потребностям детей разных возрастов, возможностей, способностей.
Обратимся к характеристике результатов деятельности учреждений. Образовательные результаты представлены результатами реализации дополнительных общеобразовательных программ, результатами объединений и отдельных учащихся. В большей степени это количественно определяемые результаты – количество призовых мест на конкурсах, олимпиадах, выставках; количество детей, поступивших в учреждения среднего специального и высшего образования по профилю направленности, в рамках которой обучался ребенок и т. д. Комплексными образовательно-воспитательным результатами можно считать организацию объединений, в которых обучаются не только «обычные» дети, но и дети с особыми потребностями (сироты, инвалиды и т. д.).
Досуговые результаты чаще представлены количественно. В основном, это перечень досуговых, культурно-массовых мероприятий, проведенных либо самим учреждением, либо при его участии; количество детей и преподавателей, принимавших участие в организации и проведении мероприятий.
Часть представленных результатов носит качественный характер и в этой плоскости тесно связаны с воспитательными результатами. Примерами таких результатов являются: привлечение к участию в мероприятиях детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением и т. д. Прогнозирование отсроченных результатов носит поверхностный характер и представлено в основном предполагаемым увеличением количества одаренных детей, детей с ограниченными возможностями в объединениях дополнительного образования; увеличением количества призовых мест и частоты участия в конкурсах, соревнованиях различного уровня (от районного до международного).
Отметим, что одним из важнейших результатов деятельности учреждений дополнительного образования является доступность и качество образования. Обеспечивает доступность дополнительного
образования, прежде всего, интенсивное модульное обучение. Оно позволяет получить дополнительное образование детям (старшеклассникам) из отдаленных территорий региона. Этот ресурс в большей степени используют краевые учреждения, обладающие большим потенциалом, нежели учреждения дополнительного образования, расположенные в районах города.
Анализ показал, что ожидания участников образовательного процесса практически не изучаются.
В отчетах по итогам года демонстрируются в основном количественные показатели.
Для эффективного управления качеством образования необходимо выявлять результаты, значимые не только и не столько для конкретного учреждения, сколько для всех участников образовательного процесса. В образовательных программах учреждений, в дополнительных общеобразовательных программах, разрабатываемых педагогами, должны ставиться цели, ведущие к реальным, достижимым результатам, отвечающие ожиданиям воспитанников и их родителей – основных заказчиков дополнительного образования.