Екатерина Косенко
Мониторинг музыкального развития детей от 1,5 и до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Автор методики: Радынова О. П.
• Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для
каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития
• Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
• Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а
Публикация «Мониторинг музыкального развития детей от 1,5 и до 7 лет» размещена в разделах
некоторые – индивидуально.
• Диагностика проводится на программном материале.
Цель:
Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей :
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Метод:
Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных
заданий.
Оценка уровня музыкальных способностей :
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Ладовое чувство
1. Внимание
3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.
2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2. Просьба повторить
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит
повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение.
Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
3. Наличие любимых произведений
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет
любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
4. Эмоциональность
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя
из музыки и её содержания
(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога, а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам,
которые выражены в произведении.
5. Высказывания о музыке с контрастными частями
3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.
2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 – Не различает форму музыкального произведения.
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
1 – Затрудняется с выполнением задания.
7. Определение окончания мелодии
3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других
3 – Очень чувствителен к точности интонации
2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.
1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
1. Пение знакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.
2. Пение знакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.
4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
6. Подбор по слуху малознакомой попевки
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Игра на детских музыкальных инструментах
1. Знать названия детских музыкальных инструментов : погремушка, барабан, бубен, колокольчик, дудочка, деревянные ложки, трещотка, музыкальный треугольник, тарелки, бубенцы, металлофон, ксилофон, румба, маракас, свирель, губная гармошка, арфа, аккордеон, баян.
2. называть инструменты симфонического оркестра (по карточкам, плакату, соотносить их с подгруппами: духовые, струнные, клавишные, ударные).
3. Различать инструменты по тембру звучания.
4. Играть по фразам, вовремя вступать и заканчивать свою партию.
5. Играть индивидуально, и группами
6. Выстукивать придуманные мелодии.
Извлечение из ФГОС ДО:
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Данные таблицы проведения педагогической диагностики разработаны с учётом ФГОС ДО и индивидуального подхода к воспитанникам. Педагогу, проводящему диагностику, при оценке умений, интересов, предпочтений, склонностей, личностных и поведенческих особенностей ребёнка необходимо использовать метод наблюдения, свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются: анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации, приведённые в научно-методическом пособии «Мониторинг в детском саду» (А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство-Пресс, 2011).
Диагностика проводится 2 раза в год. Педагогам предлагается использовать цифровые обозначение уровней: низкий (1, средний (2, высокий (3). В зависимости от результатов в сентябре, строить работу с ребёнком на учебный год.
Используемая литература
1) О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольника»
2) Н. А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду»
3) Н. Е. Веракса : Программа воспитания и обучения в детском саду
4) Методическое обеспечение программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
5) Методическое обеспечение программы Т. Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии» :
6) О. П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М. : 1997
7) О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М. : «Владос», 1997.