Туяна Дабаева
Конспект занятия «Молоко и кисло-молочные продукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Молоко и кисломолочные продукты»
Цель: расширить знания воспитанников о молоке, его ценностях.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с различными видами молочных продуктов и их полезными свойствами. Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности
2. Способствовать развитию речи, логического мышления, творческих способностей у воспитанников и интереса к исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект занятия „Молоко и кисло-молочные продукты“» размещена в разделах
3. Содействовать формированию здорового образа жизни, воспитывать умение работать в коллективе, чувство товарищества.
Оборудование, материалы: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, ватман, фломастеры, стакан молока, стакан воды, сыр, гуашь, пищевая сода, салфетки бумажные, 1 лимон разрезанный, пипетки, тарелочки, стакан прозрачный, карточки для самооценки, короны.
Ход занятия:
1. Введение в тему занятия.
Воспитатель: - Отгадайте загадку: слайд1
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
Слайд 2 (молоко)
Воспитатель: Объявление темы- сегодня на занятии будем говорить о молоке и кисло -молочных продуктах. Слайд 3
- Послушайте рассказ про мальчика. Олегу 10 лет, ему нравятся чипсы, соленые сухарики, газированные напитки, сладости. Он часто покупает их вместо других продуктов и ест в течение дня. Но вот случилась беда: мальчик стал часто болеть, пропускать уроки, в общем он стал хиленьким, у мальчика сильно болят зубы. Как вы думаете, почему заболел Олег?
Ответы воспитанников: Кушал вредные продукты питания, не употреблял в пищу молочных продуктов, которые содержат кальций и другие витамины.
Воспитатель: как - Правильно ребята! Сегодня на занятии вы узнаете о пользе молочных продуктов, об их разнообразии, о питательных веществах.
2. Изучение нового материала.
Воспитатель:
- В любом толково словаре есть 3 значения слова «молоко», и вот одно из них - «Молоко – белая жидкость, продукт питания, получаемый от коров».
Воспитатель: только ли от коров мы получаем молоко? Существуют конные фермы. Слайд 4
- Молоко и молочные продукты относятся к группе продуктов ежедневного употребления.
- В одной английской школе провели эксперимент. Часть мальчиков, кроме обычной порции молока стала получать дополнительную. Педагоги следили, чтобы ребята это молоко обязательно выпивали. Спустя три года на медицинском осмотре выяснилось следующее: школьники, получавшие ежедневно дополнительно стакан молока, значительно обогнали своих сверстников в весе и росте. В среднем каждый из них прибавил по три килограмма. Как вы думаете, почему? Этот опыт ещё раз подтверждает высокую биологическую ценность молока для развивающего организма, которое раскрыто в следующем стихотворении:
Воспитанник (заранее подготовленный) рассказывает стихотворение: Илья
Молоко — здоровье наше,
Очищает организм,
Без него и рис, и каши,
Вкус утратят как "подвид"!
Вот, коровушки, спасибо,
И козу благодарим,
Этот ценный вид лекарства,
В мире в этом несравним!
Без него заплачут дети,
В безкомфорте старики,
Так давайте скажем дружно:
Будь всегда людей среди!
Воспитатель: человеку свойственно выражать свое отношение к окружающему миру через речь, высказывать их в виде пословиц и поговорок. Слайд 5
Работа в парах (собрать пословицы, поговорки в правильном порядке о молоке, узнаем пользу молока)
- «Будет скот — будет молоко.»
- «Молоко у коровы на языке.»
- «Молоко не попьешь, откуда силы возьмешь.»
- «Сколько с быком не биться, а молока от него не добиться.»
Воспитатель: - Какая пословица вам понравилось больше всего? В каком больше всего выражается отношение человека к молоку? («Молоко не попьешь, откуда силы возьмешь).
Что бы узнать побольше о молоке и кисломолочных продуктах предлагаю отправиться в мини – лабораторию. Для этого мы с вами наденем фартуки и шапочки.
Слайд 6. Правила поведения в лаборатории.
- Можно задавать вопросы, внимательно смотреть, слушать и запоминать.
- Можно помогать проводить опыты.
- Нельзя брать опасные предметы без разрешения взрослых.
- Нельзя самостоятельно проводить опыты с опасными предметами.
Опыт №1. «Сравнение молока и воды».
Материал: стакан молока и воды.
В стакан с молоком и водой поместить полоску бумаги.
- Через какой стакан видим бумагу?
- Понюхаем молоко и воду. Что мы можем сказать?
Вывод: Вода не имеет цвет, а молоко имеет. Вода не имеет запаха, а молоко имеет.
Опыт №2. «Опыт с красками».
В блюдце налить молоко, накапать капли гуаши разных цветов. Затем кончик ватной палочки обмакать в жидкое мыло и преподнести к поверхности молока.
Что мы видим? (краски оттолкнулись от кончика ватной палочки)
Вывод: жидкое мыло вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение, в молоке есть жир.
Опыт № 3. «В молоке есть жир»
На блюдце положить кусочек сыра и накрыть бумажной салфеткой. Затем слегка прижать.
Что мы видим? Рассмотрите внимательно салфетку?
Какой вывод можно сделать? (на салфетке бумажной остаются следы, отпечаток жира).
Вывод: В молоке и в молочных продуктах есть жир.
Опыт № 4. «Как быстро приготовить из молока простоквашу?»
Ребята выжимают сок из лимона, затем капают по несколько капель лимонного сока пипеткой в стаканчики с молоком, наблюдают процесс свёртывания молока.
Воспитатель: - Что вы видите?
-Что произошло с молоком? (молоко прокисло, свертывается)
-Почему? (добавили в молоко капли лимонного сока)
Вывод: Если в молоко добавить сок лимона получается кисломолочный продукт.
Опыт 5. Разноцветные вулканы.
Извержение маленьких разноцветных вулканчиков выглядит потрясающее.
Наливаем в стаканчики воду, добавляем капли гуаши, столовую ложку пищевой соды, жидкое мыло, капельку молока, все смешиваем, а теперь самое интересное добавляем чудо-средство. Получились потрясающие вулканчики.
Итог: Какие вы знаете кисломолочные продукты? (ответы воспитанников) слайд 7
Воспитатель: В молоке есть все, что нужно человеку: и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины.
2. Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
3. Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!
4. Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить.
5. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
Еще чем полезно молоко?
Воспитатель: Давайте познакомимся с молочными продуктами.
- Что вы знаете о сливках?
Слайд 9 (отображаются рисунки с продуктами и описание)
Сливки - молочный продукт, получаемый из цельного молока путём сепарации жировой фракции. Используются для изготовления сливочного масла, сметаны, мороженого, потребляются в свежем виде. Сливки используют для приготовления различных кулинарных изделий. А вот предлагать их в качестве напитка здоровому человеку, тем более ребенку, не рекомендуется.
- Какой молочный продукт получают из сливок? (сливочное масло)
Из сливок, в свою очередь, получают сливочное масло. Слайд10
Этот ценнейший продукт питания содержит до 80 % жира. Усвояемость его составляет 98 %. В сливочном масле содержатся витамины А и Д. Однако содержание полиненасыщенных кислот в нем невысоко, поэтому при рациональном питании его необходимо сочетать с жидкими растительными маслами и маргарином.
- Что вы знаете о сметане?
Слайд 11
Сметана хорошо усваивается организмом человека (в отличие от сливок, стимулирует аппетит и регулирует работу желудка и кишечника. Отмечено воздействие сметаны на эмоциональное состояние человека. Сметана содержит много кальция, который способствует укреплению и росту ногтей и зубов, и сравнительно небольшое количество холестерина. Этот молочный продукт является достаточно жирным, поэтому не рекомендуется им злоупотреблять.
-Какой молочный продукт получают из творога?
Слайд 12
Сыр — один из наиболее древних продуктов питания человека. Он получается путем воздействия на молоко молочнокислых бактерий, ферментов. Питательная ценность сыра обусловлена высоким содержанием белка — до 25 % и молочного жира — до 30 %, а также наличием незаменимых аминокислот, витаминов А, В, РР, солей кальция и фосфора. Питательные вещества, содержащиеся в сыре, усваиваются организмом человека практически полностью — на 99%. Следует включать в рацион питания ребенка младшего школьного возраста сыр — 15—20 г в день. Потребление слишком большого количества сыра не рекомендуется из-за высокого содержания в нем соли.
- Какой молочный продукт получают из простокваши или кефира?
Слайд 13
Творог — относится к группе кисломолочных продуктов, получаемый сквашиванием коровьего молока и частичным удалением сыворотки. Традиционный творог выпускают с содержанием жира 18 % (жирный, 9 % (полужирный) и обезжиренный. В белке творога содержатся все необходимые для жизни человека аминокислоты, он богат солями кальция и фосфора.
- Знаете ли вы, как называется молочный напиток, употребляемый в Татарстане, Казахстане?
Слайд 14
Кумыс — напиток, распространенный в Казахстане, Татарстане, Узбекистане. Он готовится из молока кобыл, реже коров, коз. Кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами, возбуждает аппетит, его издавна применяют для профилактики и лечения туберкулеза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, восстановления после болезни.
- Что вы знаете о кефире?
Слайд 15
Кефир - напиток белого цвета, по консистенции напоминающий жидкую сметану. Он имеет освежающий кисловатый вкус, поэтому в летнюю жару хорошо утоляет жажду. Но дело даже не во вкусовых качествах кефира, который готовят из молока, добавляя туда закваску в виде кефирных грибков, включающих в себя молочнокислые бактерии и дрожжи. В результате в процессе брожения молоко приобретает новые, очень полезные свойства.
Кроме того, кефир - один из основных источников кальция для малыша. В период интенсивного формирования костей и зубов детям требуется значительное количество кальция.
Воспитатель - Назовите молочный продукт, имеющий мягкий кисловатый вкус и кремовый цвет.
Слайд 16.
Ряженка – традиционный славянский кисломолочный продукт. По сведениям историков, ее готовили и ели еще в семнадцатом веке. Ряженка – не только источник белка и кальция, но и «поставщик» полезных бактерий, укрепляющих иммунитет. Это – ценный продукт в рационе питания детей и взрослых, и, что немаловажно, доступна каждому по цене. Ряженка помогает укрепить кости и зубы при систематическом употреблении. Этот молочный продукт отлично сочетается с большинством фруктов и ягод, и, в отличие от кефира, не требует добавления меда или сахара.
Воспитатель - Что вы знаете о простокваше?
Слайд 17
Простокваша – это старинный русский кисломолочный напиток, который получают в результате сквашивания обезжиренного или топленого молока. Простокваша легко переваривается и хорошо усваивается. При систематическом употреблении простокваши у человека улучшаются обмен веществ и пищеварение, укрепляется нервная система.
Воспитатель: - Назовите кисломолочный продукт со вкусом фруктов.
Слайд 18
Слайд 19. Йогурт. Родина йогурта – Болгария. В состав йогурта входят коровье молоко, закваска для йогурта, различные пищевкусовые продукты, ароматизаторы и пищевые добавки. Йогурт хорошо утоляет жажду. При употреблении этого кисломолочного продукта быстро наступает чувство сытости. Йогурт, благодаря отличным вкусовым качествам, стал любимым лакомством для детей и взрослых.
Слайд 12
Слайд 20. Арса - национальный бурятский напиток, приготавливаемый из кислого творога с применением муки. Арсу обычно варили в период уборки сена и прочих полевых работ, а также круглогодично, так как напиток обладает отличным жаждоутоляющим свойством. Напиток полезен при недостатке кальция в организме, обладает легким кислым привкусом.
Физкульминутка
«Чтобы молоко попить
Корову надо подоить (шагаем на месте)
Очень быстро, очень ловко
Доим, доим мы коровку» (дети показывают движения сверху – вниз)
В кружки молоко нальём
С удовольствием попьём (движение руками)
Все напились?
Все напились.
И коровке поклонились (хлопаем в ладоши)
В благодарность за обед
Мы поклонимся в ответ»
Игра -драмматизация:
Воспитатель:
В магазине, на витрине
Завязался разговор.
Что нужнее? Что вкуснее?
Разгорелся жаркий спор.
Сыр (воспитанник) :
Сыр головастый
Перед всеми хвастал:
«Я запашистый,
Твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами,
Нет вкуснее сыра!
Я не то, что молоко,
Ведь его разлить легко
Воспитатель:
А сметана белая
Вдруг тоже стала смелая:
Сметана (воспитанник) :
«Я, послушайте, ребята,
Разливаюсь по салатам,
По супам и овощам,
Запеканкам и борщам.
Без меня и торты —
Все второго сорта.
Я нужнее молока,
Я послаще творожка».
Воспитатель:
Тут вмешался творог:
Творог (воспитанник) :
«Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам:
Мы — начинка к пирогам.
Я нужнее молока
И сметаны. Ну, слегка».
Воситатель:
Масло тоже не молчало,
Очень громко всем сказало:
Масло (воспитанник) :
«Чтобы сделать бутерброд,
К хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу
Есть никто не будет даже.
Я жирнее молока,
Сыра, сливок, творожка».
Воспитатель:
Тут и мороженое
Воскликнуло восторженно:
Мороженное (воспитанник) :
«А меня-то, а меня-то
Очень любят все ребята:
И с клубникой, и с печеньем,
И с орехом, и с вареньем».
Воспитатель:
Помолчало молоко,
Повздыхало глубоко:
Молоко (воспитанник) :
«Глупые продукты,
Как же вы забыли,
Что коровьим молоком
Все когда-то были?
Сделан сыр из молока,
И творог — из молока,
И сметана с маслом —
Это детям ясно!»
Закрепление знаний.
Воспитанники разгадывают кроссворд.
По горизонтали:
1. Кисломолочный продукт, необходимый для укрепления костной системы человека.
2. Напиток из смеси различных продуктов.
3. Самый ценный продукт питания для новорожденных.
4. Как называется творожный пирог, приготовленный в духовке?
5. В народе говорят, что этим продуктом кашу не испортишь.
По вертикали:
1. С каким молочнокислым продуктом блинчики будут еще вкуснее?
2. Что нужно пить на ночь, чтобы лучше работал кишечник?
3. Как называется продукт, когда прокисает молоко?
4. Какой важный макроэлемент содержится в твороге?
Воспитатель: Вот ребята посмотрите сколько продуктов можно получить из молока, каждый из них полезен для здоровья.
- Почему молочные продукты так необходимы каждому из нас (зубы крепкие, кости не ломались, мышцы были крепкими, меньше болели)
-Что вас особенно удивило? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? С какими новыми кисло -молочными продуктами вы сегодня познакомились? (Арса, кумыс)
- Какой главный аргумент вы выдвинете в пользу молока?
Как вы думаете сегодня с пользой провели время? Давайте оценим занятие, если вам понравилось, было интересно поднимите карточку с цифрой «5», а если вам было совсем не интересно, скучно, ничего не поняли поднимите карточку с цифрой «2».
В завершении занятия я предлагаю вам просмотреть фрагмент из мультфильма «Пейте дети молоко, будете здоровы» слайд 21
Литература:
1. П. В. Кугенев «Молоко и молочные продукты»;
2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., рабочая тетрадь для школьников. М., ОЛМА Медиа Групп, 2012г.
Интернет ресурсы:
1. УчМет - Учебно-Методический портал UchMet.ru
2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
3. Сайт для воспитателей детских садов Дошколенок. ру
4. Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru