Приложение МААМ

Опыт работы по использованию мнемотехники в детском саду

Елецкая Елена Владимировна
Опыт работы по использованию мнемотехники в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Я хочу сегодня рассказать вам о моей педагогической находке – это МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника или мнемоника в переводе с греческого – «искусство запоминания».

В современном мире наши дети дошкольного возраста, несмотря на свой юный возраст, легко пользуются смартфонами, планшетами, компьютерами…и им не под силу удержать в памяти такое количество информации. Поэтому у них нарушается внимание, ухудшается память, страдает речь. И если не начать тренировать память, то впоследствии ребенку будет сложно учиться в школе.

Публикация «Опыт работы по использованию мнемотехники в детском саду» размещена в разделах

Цель мнемотехники – развитие памяти, мышления, воображения, внимания. А эти психические процессы тесно связаны с речевым развитием детей. Вот поэтому я и стала использовать в своей работе мнемотехнику. Мнемотехника - это система приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций. Она помогает упростить для детей процесс образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Почему педагогической находкой стала именно мнемотехника? Поясню:

1. Она экономична – используются уже имеющиеся методические средства и создаются новые, не требующие финансовых затрат.

2. Она здоровьесберегающая – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны воспитателя. А воспитатель выступает в роли сотрудника и наставника.

3. Она универсальная – может использоваться любым педагогом и родителем.

В работе с технологией мнемотехника я использую такие подходы :

1. Системность – мнемотехника используется в системе воспитания и обучения.

2. Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.

3. Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы таблицы и составляет свои.

4. Диалогический – процесс обучения проходит в форме диалога.

5. Культурологический – ребенок обогащает свой словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.

6. Информационный – ребенок через схемы, таблицы воспринимает, перерабатывает, воспроизводит информацию об окружающем мире.

Структуру мнемотехники можно представить так: (показ схемы)

Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение.

Мнемодорожка – это последовательность 4 или более мнемокватратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображение, ребенок составит рассказ из нескольких предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты. Каждому квадрату соответствует слово или словосочетание. На основе этих изображений составляется рассказ или заучивается стихотворение. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Какая же польза от мнемотехники для детей? Скажу:

1. Улучшается память, внимание, воображение, фантазия.

2. Расширяются представления об окружающем мире.

3. Формируется наглядно- образное мышление, умение выстраивать логические цепочки.

4. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов для дошкольников превращается в увлекательную игру.

5. Обогащение словарного запаса.

Как же начать работу с мнемотехникой? Честно говоря, я стала применять мнемотехнику со старшими дошкольниками. И начала с использования мнемодорожек, я знакомила ребятишек с символами, объясняла их значение. И когда я поняла, что мои ребятки уже научились образно мыслить, стала приобщать и их к работе с символами.

Например: я прошу помочь мне «спрятать» слово КОЛЮЧИЙ. Дети начинают предлагать свои варианты символов и мы вместе выбираем наиболее подходящие. Еще хорошо на этом этапе дополнительно проводить такие дидактические игры, как «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Скажи по- другому». Затем я перешла на мнемотаблицы. То есть от простого к сложному. Работа с мнемотаблицами делится на три этапа.

1 этап – это рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап – это перекодировка информации, то есть преобразование абстрактных символов в образные.

3 этап – это после перекодирования пересказ сказки или рассказа на заданную тему.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное надо передать условно- наглядную схему, чтобы нарисованное было понятно детям.

Чаще всего я применяла мнемотехнику на педагогическом мероприятии с детьми по развитию речи. И еще при индивидуальных занятиях. Я никогда не показываю больше двух мнемотаблиц в день. И количество квадратов в них не больше 9. Потому что, когда сразу, даешь много информации, ребенок устает, и нет положительного эффекта, которого ожидаешь. А еще я стараюсь избегать однообразия. Один раз мы заучиваем стихотворение, другой раз – пересказываем сказку, в третий знакомимся с сезонные изменения в природе, в следующий раз – составляем описательный рассказ и т. д.

В данный момент я работаю во 2 группе раннего развития. Казалось бы, тут применять мнемотехнику рановато… но я все же решила попробовать. Когда дети впервые пришли в группу, им тоже необходимо было запомнить свой шкафчик, свое полотенце, свою кроватку. И я наклеила везде одну и ту же картинку. Чем не мнемоквадрат? Каждый ребенок в течении 2-3 дней уже безошибочно мог найти и свое полотенце, и свой шкафчик, и свою кроватку. Далее на педагогическом мероприятии по речевому развитию мы знакомились с потешкой «Наша Маша маленька» и нам надо было ее заучить. Вначале дети не хотели повторять за мной трудные слова и я решила заучить эту потешку при помощи мнемодорожки. Дети восприняли это как новую, интересную игру и у нас все снова получилось. Теперь я и дальше со своими малышами буду использовать эту технологию. Единственное я буду стараться использовать понятные для их восприятия красочные изображения, чтобы привлечь детей, так как малыши быстрее запомнят цветные образы: солнце – желтое, трава- зеленая, снег – белый и т. д. И когда они подрастут, постепенно стану заменять их на схематичные контурные изображения предметов. Так что теперь я уверена, что эта техника подходит любому возрасту.

И закончить свое повествование я хочу словами нашего народного педагога Константина Дмитриевича Ушинского, которые очень подходят к мнемотехнике «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по использованию мнемотехники в детском саду
Опубликовано: 11 марта 2021 в 21:24
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по использованию мнемотехники в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елецкая Елена Владимировна (УИ 2569650) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД