Наталья Попонина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
В мире так много людей и все они нуждаются в счастье. И счастье у каждого своё. «Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья». С суждением древнегреческого философа Демокрита я едина. Много лет назад в моей жизни наступил момент принятия важного решения, которое определило всю мою дальнейшую жизнь. С твёрдой уверенностью могу сказать, что с правильностью выбора не ошиблась. По прошествии многих лет уверенна, что я счастливый человек! Счастье моё – моя семья, моя работа.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Я – воспитатель детского сада. То, чем я занимаюсь, является часть моей жизни. Моя профессия даёт возможность погружаться в детство вновь и вновь. И эта работа приносит удовлетворение. Быть воспитателем, разве это не прекрасно?
Существует множество методик воспитания ребёнка, но главная заключается в том, чтобы отдать детям всю свою любовь, окружить их вниманием и заботой.
Быть воспитателем маленького человечка – нелёгкая задача. Эта деятельность разнообразна, требует педагогического творчества и вдохновения. Я думаю, мало представлять себе теоретический процесс воспитания. Важнее умело применить его на деле, найти нужные слова, увлечь, дать почувствовать ребёнку свою значимость. Вот здесь и должен проявиться весь мой потенциал педагога.
Считаю, что у каждого ребёнка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их только отыскать, почувствовать и затронуть, чтобы они звенели весёлым, добрым звоном, чтобы мир ребёнка стал светлым и радостным, а этого можно добиться только стремлением ко всему новому, увлечь и зажечь их своим энтузиазмом, активностью и если хотите, даже озорством.
«Дети всегда охотно чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Мудрая мысль Яна Каменского. Любознательный народ – эти мои почемучки. Они любят рисовать, конструировать, фантазировать. Верю, что лучший способ развивать творческие способности детей – это самому быть творческой личностью. Вот и устраиваем с ними интересные, познавательные выставки, экскурсии, походы, разыгрываем весёлые сценки, ставим постановки по литературным произведениям.
Каждый из нас, взрослых, вынес из детства незабываемое чувство радостного возбуждения, когда проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что всё вокруг белым – бело! И мы все вместе начинаем сгребать снег на участке детского сада в огромные кучи. А потом вдруг из кучи снега появляется настоящая русская печь. Как же печь да без Емели? И тут на помощь приходят родители. Мастерят Емелю, выпиливают Серебряное копытце. Вот и снежный балаган осыпан щедро драгоценными камнями. В лабиринтах приключений мы часто находим материал для исследований. Например, для создания «снежных цветов». В природе, когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда, иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звёздочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звёздочка делится на несколько частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки. Нам нет надобности забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звёздочки. Достаточно выйти в сильный мороз на улицу, найти в лабиринте приключений баночку с мыльными пузырями, и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой плёнке воды появятся ледяные иголочки, и на ваших глазах они будут собираться в чудесные снежные звёздочки и цветы.
Ну, а лето? Солнце щедро дарит своё тепло, ветер ласково гладит своими ладонями, время, кажется, замирает. Лето - это жизнь незабываемых впечатлений. И каждое лето для нашей детсадовской компании яркое, впечатляющее и насыщенное. Часто, сразу после завтрака мы уходим на реку. Путь к реке полон чудес. Вот стоит полувековой тополь, а в нём огромное дупло. Что там за трепещущей паутинкой? А вот «комариный лес» и мы пройдём через него, не уничтожив ни одного комарика. Хлебными крошками накормим мальков, которые снуют в тёплой воде у самого берега. Вот такая маленькая жизнь с взрывом ярких и положительных эмоций.
А ещё я ассоциирую нашу команду с реактивной ракетой, двигающейся в пространстве. И у каждого из нас своя роль. Дети – ракетный двигатель, реактивный двигатель, источник энергии. Родители – ракетное топливо служащее питанием ракетного двигателя. Педагог – ракета. Всё это воедино и создаёт тягу и движение ракеты в заданном направлении.
Чтобы мы не затеяли, всегда рядом с нами родители, будь то создание мини – музея или «семейная мастерская», творческие конкурсы или «литературная гостиная», благотворительные акции или путешествия. Главный ориентир в нашем содружестве познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Девизом для нас служит народная мудрость «Кто не знает своего прошлого, не знает ничего». Поэтому формирование мировоззрения мы начинаем с познания истории малой Родины.
И трудимся мы тоже вместе. Не зря говорят «Лучшее время для посадки дерева – двадцать лет назад. А если не тогда, то сейчас». Наши дети не успели потерять это время. А их родители и я тоже, наверстали его. Все вместе, мы сажали деревья на территории нашего детского сада. И каждый саженец прижился. Теперь у каждого из нас есть своё деревце. Сажая деревья, мы выражаем своё согласие жить в гармонии, как внутри семьи, так и с окружающим миром, а природа в знак благодарности даёт защиту и оберегает нас. Чистые мысли - лучшие помощники в каждом благом деле.
Знаю, всё это не проходит бесследно. И ещё. Секрет успешного воспитания лежит в уважении к своим воспитанникам, поэтому отношения с ними нужно строить как с равными. Отсюда – доброжелательность, чуткость, эрудированность, стремление к совершенствованию мастерства и, конечно же, самокритичность. Воспитатель должен быть всегда интересен детям! А как важно в этом процессе учитывать интересы детей, уметь увидеть в них «изюминку» и не дать потухнуть их ещё горящим глазам. А ещё я заряжаюсь от их энергии и непосредственности. Дети удивляют, радуют, огорчают, восхищают! И так хочется помочь детям научиться видеть прекрасный мир, любить природу, свой народ и родной язык, любить музыку и стихи, чтобы в будущем видеть их чуткими и отзывчивыми, понимающими и любящими красоту, умеющими ценить каждое мгновение жизни.