Екатерина Сидоренкова
Консультация «Мой взгляд на нейропсихологический подход в логопедии»
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологический подход в развитии дошкольников.
Современные дети изменились, этот факт сложно отрицать. Кто-то из взрослых называет их поколением Z. Дети, рожденные в эпоху цифровой революции. Кто-то считает, что дети как дети! Как были 30 лет назад, такие же и сейчас. Однако, специалисты-нейропсихологи, сталкиваются на практике с увеличением количества детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья и выраженные трудности в обучении и общении. Да и сравнивая своё детство с многообразием речевых и подвижных игр, задумываешься, как много теряют наши дети, сидя с телефонами в руках.
Публикация «Консультация „Мой взгляд на нейропсихологический подход в логопедии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Количество детей с особенностями развития растет с каждым годом. В чем же причина?
Во-первых, возрастает количество недоношенных детей, у которых наблюдается врождённая гипоксия, влекущая за собой низкий общий уровень энергии.
Во-вторых, сильно изменилась социально-психологическая ситуация развития современных детей.
В-третьих, у детей наблюдается снижение нейродинамического компонента, повышенная истощаемость нервной системы.
В-четвертых, изменился ведущий канал восприятия. Еще лет 20-30 назад все наши основные каналы восприятия были нагружены равномерно. Речь идет о 3 основных способах познания мира: аудиальный, визуальный, кинестетический. Сейчас мы стали реже использовать аудиальные способы передачи информации. Поток визуальной информации мозг обработать не в состоянии. Однозначно можно сказать, что в 21 веке доминирующим каналом восприятия у детей стало зрительное восприятие. Нагрузка на зрение возросла колоссально, в ущерб аудиальному и кинестетическому каналу восприятия.
В-пятых, по мнению многих психологов, современный ребенок растет в ситуации детоцентризма. Ребенку не выставляют нужные ему границы, правила, нормы правила, нормы. Трудовая жизнь в ситуации тотального упрощения и облегчения приводит к тому, что лобные отделы головного мозга, отвечающие за возможность создавать, реализовывать и корректировать программы, отвечают за произвольное внимание, саморегуляцию, самоконтроль, способность моделирования и прогнозирования различных ситуации в коммуникации созревают гораздо позже, чем у детей, рожденных в предыдущих поколениях.
В связи со всеми вышеперечисленными факторами наблюдается неравномерное развитие высших психических функций у детей. При правильном развитии ВПФ в раннем возрасте 1-2 года ведущая функция ребенка это восприятие, затем активно начинает формироваться речь, затем память. Вначале формируется наглядно-действенное, затем наглядно-образное и лишь потом словесно-логическое и аналитико-синтетическое мышление. Что происходит в наше время? Анна Владимировна Семенович, профессор и один из известных нейропсихологов в нашей стране, в своей статье “Отстаньте от детей” пишет, что “если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы законы работы мозга переворачиваем наоборот”. Не секрет, что родители некоторых детей с 3-4 лет уже начинают готовить к школе. В возрасте, когда доминирует и является ведущим правое полушарие, родители начинают нагружать левое полушарие. Вместо того, чтобы ребенку дать возможность вволю насладиться лепкой, рисованием, музыкой, сюжетно-ролевой игрой, развивать воображение, мы начинаем пытаться его учить читать, считать, писать, сидеть неподвижно за столом! Ребенка, у которого имеется общее недоразвития речи, вместо интенсивных занятий с логопедом, отдают заниматься английским языком.
Что получается в итоге? Дети некоторые умеют читать с 4-5 лет, но они же не могут вырезать простейшие фигурки ножницами. Дети считают в уме, но не могут элементарно кинуть мяч в стену и поймать его. В дошкольном возрасте нельзя лишать ребенка игры, перегружая его интеллект. В ходе занятия необходимо использовать нейроразминки, игры и упражнения для развития мозга.
Подход к решению проблем современных детей должен быть комплексным. Нужно рассматривать работу организма ребёнка в целом, его психофизиологические особенности, окружающую социальную среду и семью, особенности психического состояния и темперамента.
Что делать родителям для полноценного и гармоничного развития ребёнка?
1) Соблюдать режим дня.
2) Способствовать полноценному физическому развитию ребенка, привлекать к спорту.
4) Способствовать живому общению со сверстниками.
5) Привлекать к помощи по дому и посильным домашним обязанностям.
6) Стимулируйте развитие лобных отделов головного мозга ребенка: играйте по правилам, строго требуйте соблюдения правил игры. Разъясняйте алгоритм действий при походе в магазин, приготовлении
7) Возьмите за правило: каждый день делать с ребенком нейрогимнастику.