татьяна мацалюк
Опыт по программе «Продетей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой опыт по программе «ПРОдетей»
Мацалюк Т. В.
Каждый человек уникален и не повторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Ребёнок едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами, страхами. Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействия с окружающими, но и на самооценку ребёнка.
Публикация «Опыт по программе „Продетей“» размещена в разделах
К сожалению, нарушения в общении дошкольников встречаются часто. Причины таких нарушений довольно многообразны.
Для решения всех проблем я выбрала для себя простую и доступную методику «Утренний круг».
Вы спросите это же не новая форма работы, да я соглашусь. Утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори ещё в восьмидесятые годы прошлого века. Но я получила опыт и нужную мне информацию из программы «Про детей».
- Цель проведения утреннего круга — создание условий для положительного эмоционального настроя детей, формирования у ребёнка уверенности, речь, фантазию, тренировать память. Уверить ребёнка в то что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Важно помнить, что утренний круг – это не занятие, а игра. поэтому детям позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем.
- Первое чтобы хотелось вам представить это модуль утреннюю встречу «Я пришёл».
В силу своего возраста процесс адаптации может быть не завершен и ребенку еще трудно расставаться с родителями по утрам
Мной были подобраны игровые упражнения способствующие:
снятию психоэмоционального напряжения.
Чтобы отвлечь ребёнка от плохих мыслей и убрать плохое настроение я предлагала детям нарисовать краской или фломастерами, своё настроение, пускай это будет просто клякса, но так ребёнок показывает свои переживания, в дальнейшем это так же использовалось при беседе в утреннем круге, дети узнавали почему он был расстроен.
Так же мы используем в приёмной и не только «Камень дружбы» или «Забирайка плохого настроения». Ребёнок прикладывает руку к камню и мысленно отдаёт ему всё плохое.
Следующий приём отвлечения, это предложить ребёнку выбор музыкального инструмента или действия которыми мы будем собирать детей на утренний сбор. Можно предоставить выбрать ребёнку тему для загадки. Что поможет сделать в нём ответственного за данное мероприятие.
Можно использовались физкультурные упражнения. Например перепрыгни через капризульку (скакалка или просто верёвка). Пройди по мостику и не попади в ручеёк с плохим настроением и т. д. Эти же приёмы мы используем просто для принятия детей в группу не зависимо от его настроения.
Модуль. Приветствие.
Цель: Развивать умение устанавливать позитивные взаимоотношения между детьми;
Для приветствия использовались стихотворения, заклички, пальчиковые упражнения, а так же различные движения всего тела.
Приветствия с действиями
- С добрым утром! – просто стоя лицом к лицу.
- Дай пять – вместе с рукопожатием.
- Рукопожатие.
- Помахать открытой ладонью.
-Передача тепла своей руки с закрытыми глазами.
- Моргни соседу.
-Улыбнись соседу.
- Создание общей паутины – все бросают клубок со словами приветствия любому, и держаться за нитку, так создается сеть.
Любые приветствия могут быть: - с обниманием,
- с похлопыванием по плечу,
- с приветливым взмахом рукой,
- с переплетением рук «корзиночкой» и т. п.
Стихотворные приветствия.
Приветствия с передачей предмета
С помощью приветствия дети рассказывали или показывали тему недели или одно дня.
Например. Тема птицы. Я предлагала детям поздороваться как птички. (прощебетать, помахать крылышками, потереться носиками- клювиками и т. д.)
Тема овощи. Каждый ребёнок придумывает каким овощем он будет. Например говорим: «Передаёт тебе привет кабачок» и т. д.
Во время приветствия многие дети начинают раскрываться и не бояться быть смешным. Педагог может назначить ответственного из детей за выбор движения или фразы для сегодняшней встрече.
Предлагаем детям придумать как можно здороваться всем телом, или отдельной её частью. Можно придумать своё приветствие и дать ему смешное название. Например Топики от Дианы, Фырчалки от Андрюшки и т. д.
Игра.
Цель: Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического дня. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся. Или имеют задачу развития каких то знаний. умений, навыков.
Моя картотека наполнена разными играми: пальчиковые,словесные, игры-фантазии,
игры цепочки, шутки,психогимнастика,дидактические игры, театрализованные игры.
Также в утреннем кругу используются занимательные математические игры-путешествия, фокусы, головоломки, задачи-шутки с числами и цифрами, геометрическими фигурами, на ориентировку в пространстве, логическое мышление активность ребенка надо менять, чтобы он не потерял интерес.
Модуль. Обмен новостями
Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями В обмене новостями самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение, выстраивать контраргументы.
Здесь нам потребовалась помощь родителей. Для стеснительных детей мы можем придумали игру «Минутка внимания» Стеснительные дети приносят с собой из дома игрушку, книгу и т. д. (заранее договориться с родителями о предмете) Таким образом с помощью вопросов педагога дети начинают свой рассказ, который привлечёт к диалогу остальных воспитанников.
Так же мной использовались различные предметы для побуждений к высказыванию. (шляпа, коробка, мешочек, микрофон и т. д.)
Например. Педагог передаёт детям чистый лист и предлагает каждому поделиться своими новостями, передаём лист по кругу. После того как все дети выскажутся педагог незаметно меняет чистый лист на заранее подготовленный с картинками, что вызывает бурю восторга у детей от маленького их волшебства.
Обмен новостями чередовался со звёздочкой дня.
Развивает самооценку, творчество, корректирует поведение. Ребенок рассказывает о своих друзьях, чем любит заниматься, про свое домашнее животное. В этот день звездочка имеет преимущество первой сделать свой выбор, предложить свое приветствие, которое она придумала, быть дежурной и др. Как выбирается? Не по заслугам не в коем случае, а например по алфавиту.
В группе ежедневно была проведена работа по линейному календарю.
С помощью линейного календаря можно решить множество задач: знакомство с цифрами; прямой и обратный счёт; числа- соседи; понятия «вчера – сегодня – завтра»; понятия «день – неделя – месяц – год» ; приемы анализа: обобщение, классификация, сравнение. определение дней рождения детей и других праздничных событий через привязку к конкретным дням.
Наш календарь разделен на 4 колонки. 1 колонка обозначение дней рабочий или выходной, 2 колонка число, день недели, 3 колонка отмечаем погоду, 4 колонка значимые события дня. В четвёртой колонки ребёнок сам самостоятельно дорисовывал интересующий его вопрос. Например ребёнок хочет много узнать о космосе. Можно сделать выбранный им день, днём Космоса.
Три варианта модуля «Загадка».
Стендовая загадка. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности. Ребята также учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.
В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики.
Для ответов дети используют именную прищепку, которую прикрепляют к ленте с выбранным ответом.
- Загадка в коробке. С помощью этой загадки ребёнок включает для получения ответа тактильную память, воображение. В коробке спрятан предмет (можно связать его с темой дня или проекта) Дети по очереди засовывают руку в коробку и на ощупь должны определить какой предмет там лежит.
-«Что нарисовал художник?» Этот вариант позволяет развивать память, речь, умение видеть из частей одно целое.
Педагог рисует предмет и обязательно не дорисовывает часть его, например медведь без ушей и лап. Детям нужно отгадать кого нарисовал художник и какие части забыл дорисовать.
Модуль. Новости нашего дня.
С помощью новостей дети узнавали о тех событиях которые будут проходить у них в течении всего их прибывания в детском саду. События можно корректировать или заменять на другие. В течении дня воспитанники самостоятельно дорисовывали те мероприятия которые они решат для себя, что они очень значимые.
Для изображений я использую схемы заранее обговорённые с детьми и рисунки, которые будут символизировать действия и предметы.
Так новости дня плавно подводят детей к проведению занятий.
Но и не забываем тесное наше сотрудничество с родителями.
В раздевалки мы расположили несколько карманов.
-Первый карман это письма родителей своим детям. Каждую пятницу мы с детьми читаем письма от родителей во время утреннего круга. Дети младшего возраста очень трепетно относятся к письма от мамы или папы.
-Второй карман. Это карман приветствий. Родители предлагают свои варианты интересных приветствий для детей в утреннем круге. А так же родители придумывают свои приветствия для своего ребёнка и себя после долго расставания.
-Третий карман это карман пожеланий. Где родители, а так же и дети оставляют друг для друга добрые пожелания.
По желанию родителей. Они так же могут принять участие в составлении и разнообразии каждого модуля.
В 2019 году, я посетила 3х дневный тренинг по реализации и знакомством новых модулей программы «Про детей». Полученная мной информация была полностью реализована в этом учебном году.
Так же я приняла участие в открытом мероприятии по программе «Про детей».
Я поделилась своим опытом по реализации модулей «Утреннего круга» для детей младшего дошкольного возраста.
Так же вместе мной был проведён мастер класс с педагогами с презентацией интересных игр и приёмов в утреннем круге.
Я принимала участие в онлайн встречи посвященной сюжетно- ролевой игре.