Емельянова Ирина Алексеевна
Консультация «Научно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой опыт научно-исследовательской деятельности
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.
Публикация «Консультация „Научно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Основными факторами в моем опыте научно-исследовательской деятельности выступает, в первую очередь оснащение и пополнение предметно-развивающей среды для экспериментирования и опыта исследовательской деятельности (место для приборов, место для хранения материалов (природного, «бросового», место для проведения опытов, место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.); во-вторых, же классификация детского экспериментирования, например:
- по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные и т. д.
В-третьих, технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста:
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2. Уточнение плана исследования.
3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
5. Организация исследования.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Таким образом, в работе по экспериментально — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Эффективность решения задач экспериментально — исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире.