Синицына Наталья Александровна
Мои методические находки
▼ Скачать + Заказать документы
Мои методические находки
Время, бесспорно, следует измерять
событиями, а не количеством протекших часов.
Генри Райдер Хаггард
Время определяет нашу жизнь и поведение. При этом до сих пор никто точно не знает, что это такое! Никто не сомневается в том, что оно есть, что оно "идет", поскольку каждый видит вокруг себя различные процессы со сменой явлений.
Публикация «Мои методические находки» размещена в разделах
Всем хорошо известно, самая сложная категория для восприятия и запоминания дошкольников, это понятие время и все, что с ним связано. Со значительными трудностями формируются знания о времени и умении ориентироваться в нём, дети испытывают трудности в запоминании временных единиц. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию и материальному ощущению, оно абстрактно, его нельзя потрогать, увидеть. Но необходимость формирования этой категории бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, влияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность а это является необходимыми предпосылками для дальнейшей подготовки детей к школьному обучению.
В дошкольном детстве формируются первые представления о времени и наша задача помочь воспитанникам сделать первые шажки в осознании этого сложного и непонятного для них понятия. Детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, обозначать в речи единицы времени, чувствовать его длительность, менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени.
Хотим предложить вам систему работы по использованию педагогических приемом и методов в процессе формирования временных представлений у дошкольников с особыми возможностями здоровья 3-4 лет.
У младших дошкольников с ОВЗ мы формируем временные представления поэтапно, эта работа начинается со средней группы, в следующем порядке:
- Знакомство со смыслом слов: день, ночь.
- Упражнять в умении ориентироваться в признаках частей суток: день-ночь,
- Знакомство дошкольников с единицами измерения времени на основе наблюдения за внешними изменениями в окружающем мире, личного опыта, получаемые через действия и эмоциональные переживания.
- Формирование временных представлений через восприятия разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучению перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию.
- Дать начальные представления о текучести времени, его движении, взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего, показать длительность событий, их периодичность, последовательность.
- Знакомство и закрепление понятий "вчера", "сегодня", "завтра".
- Дать общие представления о временах года.
Цель: Создание условий и разработка системы работы с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ по формированию временных представлений.
Задачи:
- Формировать представления детей о частях суток день-ночь через цветовое, звуковое, тактильное, эмоциональное восприятие.
- Дать понятие о фиксированном порядке следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.
- Формировать умение определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности на основе собственного опыта;
- Вызывать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять;
- Формировать знания понятий мер времени и умения их называть (день-ночь; минута, вчера-сегодня-завтра, прошлое - настоящее - будущее;
- Учить детей договаривать фразу, подбирая её по смыслу;
- Создать условия для развития мыслительной деятельности, сообразительности, внимания посредством загадок;
- Воспитывать интерес к разгадыванию загадок.
- Разработать методические рекомендации для родителей и воспитателей, оформить приложение с практическим материалом для работы с детьми.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Актуальным для детей 3-4 летнего возраста является сенсорное развитие. Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Исходя из этого мы предлагаем следующие игры основанные на сенсорном опыте ребенка.
Первая игра называется "Веселые варежки".
В этой игре неслучайно выбраны ахроматические цвета черный и белый, так как у детей 3-4 летнего возраста с ОВЗ с учетом развития ВПФ первыми формируются понятия этих цветов.
Цель: Формирование понятий день-ночь, право-лево, закрепление понятия цвета черный -белый, развитие переключаемости движений.
Ход игры: У детей на руках одеты варежки 2 цветов черная и белая. Черная которая обозначает ночь на левой, белая обозначающая день на правой. Педагог предлагает детям поднять руку с перчаткой белого цвета, наступил день, затем поднять руку с черной перчаткой наступила ночь. Затем педагог просто называет день-ночь, а дети сами определяют какую руку нужно поднять (положить на стол, сжать в кулачок, помахать, вариации движений могут варьироваться).
В дальнейшем проводя игру на усложнение мы также используем эти перчатки, варианты игры предложены ниже:
• Нужно взять картинки на которых изображены действия людей в дневное время перчаткой белого цвета, а карточки где изображена ночь рукой на которой надета варежка черного цвета.
• Выполнение физ - минутки со стихотворным текстом:
ночку показали руку левую подняли,
правой ручкой помахали,
день веселый показали.
Мы Вам предложили текст который сочинили сами, на самом деле текстов может быть большое количество вариантов на Ваш вкус и запросы детей.
• Выбор профессий людей, которые работают ночью и профессий людей трудящихся в дневное время суток.
• Выбор животных которые бодрствуют в ночное время и животных ведущих дневной образ жизни.
• Проводится беседа о значении той или иной части суток для человека и природы.
Последние варианты предлагаются детям уже на более поздних возрастных этапах, мы только хотим показать Вам, насколько разнообразны и интересны могут быть игры с предложенными нами дидактическими пособиями.
Дидактическое пособие "Домики".
Ход игры:
Это дидактическое пособие нам помогали сделать родители, из коробок выполнены два дома с окнами, в которые можно вставить фотографии и цвета. В одном окне вставляются карточки черного (если ночь) или белого (если день) цвета, а в другое окно дети вставляют фото самих детей, которые выполняют то или иное действие в определенное время суток и определяют, когда это было. Малышам очень нравится эта игра, особенно если появляются новые фотографии. Также используются и фото близких родственников (мамы папы, бабушки, дедушки).
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию. Игры на развитие слухового восприятия также способствуют формированию временных представлений.
Игра: "Послушай и определи".
Ход игры: Ребенку предлагают послушать звуки относящиеся к определенному времени суток (день-ночь). Малыш услышав звук, должен назвать (не говорящие дети показать картинку) подходящее время суток. Варианты звуков: ночь (стрекот сверчков, храп человека, уханье филина, жужжанье камора, тишина).
день (шум города, щебет птиц, гудки машин, разговор людей, шум бытовых приборов)
Игра "День-ночь".
Цель: Развитие мимической моторики и формирования понятий день-ночь.
Ход игры: Педагог читает четверостишье, а дети выполняют мимическую гимнастику.
Солнце ярко осветило
Землю, всё позолотило.
Оно сияет и блестит,
Нам лениться не велит.
(День) Широко открыли глазки, прищурились от солнышка.
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется (дети хором отвечают ночь) и закрывают глазки, сильно жмурятся.
Также мы предлагаем формировать временные представления у детей 3-4 летнего возраста через развитие тактильного восприятие. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз. Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура и вес. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия и отдавая приоритет в развитии одной функции, мы не как не должны забывать про развитие других.
Предлагаем игру "Теплое - холодное".
Эта давно известная всем игра где ребенку предлагают на ощупь определить какой предмет холодный или теплый.
Целью данной игры в данном случае становится" Формирование понятий частей суток день-ночь через дифференциацию тактильных ощущений холодное -горячие.
Предварительная работа: Педагог объясняет детям, что днем светит солнце оно согревает землю и все предметы которые освещает. Предлагает заменить солнышко лампой и кладет под свет лампы несколько предметов, для того чтобы они нагрелись. Также предлагает детям протянуть под свет настольной лампы руки и почувствовать тепло. Также обговаривается и про ночь. Ночью прохладно темно солнце не светит и предметы остывают. Мы используем сумку холодильник где лежат заготовленные и охлажденные предметы. Обращаем внимание детей на то что там темно как ночью.
Ход игры: Ребенку предлагают разложить предметы в две коробочки черного и белого цвета. В коробочку черного цвета холодные предметы (железная ложка, камень, флакон духов, зеркальце, ключ, блюдце, вы можете добавить предметы на свое усмотрение или заменить предлагаемые). В коробочку белого цвета теплые предметы (кусочек ткани, железная цепочка или колечко, кружка или чашка, деревянный кубик, резиновый мячик).
Ребенок складывая предметы определяет тактильно холодный или теплый называя день- ночь, дифференцируя белое - черное. Если дети "не говорящие" то за него озвучивает педагог.
Понимание времени у детей данной категории происходит как в эмоциональной, так и в познавательной сфере. Важную роль играет оречевление выполняемых действий. Для обозначения временной последовательности дети начинают использовать достаточно общие категории: «теперь», «сейчас», «сначала», «потом», «скоро». В этом возрасте время воспринимается детьми чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия: «День - это обед», «Ночь - это когда все спят». Также в речи начинают появляться первые вопросы, относящиеся ко времени: «Сколько времени?», «А когда она вырастет?». Такой период освоения времени определяется как стадия ориентации. Поэтому мы считаем целесообразно включать такие игры как:
Что было, что будет с закреплением таких понятий как сейчас, завтра, вчера, настоящее будущее.
Ход игры: Ребенку предлагаются парные картинки на которых изображены предметы: младенец - взрослый; яйцо - цыпленок; росток - деревце; котенок - кошка; яблоко - огрызок; карандаш "целый" - исписанный карандаш"; свеча- огарок свечи. Малыш должен собрать пазлы и сказать сейчас - потом, сегодня - завтра. С помощью педагога который уточняет ответы детей закрепляются понятия настоящее - будущее.
Выше мы уже упоминали, что используем на начальном этапе для формирования временных представлений у младших школьников фотографии детей и их родственников. Хотим предложить Вам еще одно дидактическое пособие "Дом под названием Вчера-сегодня-завтра". Хорошо если Вы будите проводить это наблюдение в течение недели с перерывом и последующим закреплением, для лучшего осознания детьми данного материала.
В чем же заключается игра? В течение дня педагоги или даже сами дети фотографируют какой - нибудь интересный момент (коллективное фото) распечатывают его прикрепляют его в окошко домика под названием сегодня. На следующий день фото сменяется другим фото, но не убирается, а двигается в окошко под названием "Вчера", и как Вы, уже наверное догадались третье окошко под названием завтра остается всегда пустым, но оно есть в нашем дидактическом пособии и мы обращаем внимание детей на то что завтра пока еще не наступило и на то, что было сегодня становится вчера. Так мы пытаемся показать текучесть времени, его движение, взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего, показать длительность событий, их периодичность, последовательность. И закрепить понятия "вчера", "сегодня", "завтра".
Известно, что для детей с ОВЗ 3-4 лет понятие «время», не воспринимается, так как его невозможно увидеть наглядно, потрогать, попробовать на вкус. Время, можно определить через какие - либо признаки, причем, которые часто изменяются. Нами отмечено, что дети, одного и того же возраста временные понятия воспринимают по-разному. Психологическими тестами выявлено, что плохое настроение, депрессия и мрачные мысли приводят к субъективному ощущению замедления времени. Для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания время также течет очень медленно. При просьбе педагога спокойно посидеть хотя бы пять минут, Вы просите невыполнимую задачу, у такого ребенка 5 минут воспринимаются нетерпимо долго. Исходя из этих наблюдений мы стараемся знакомство детей с понятием «время» выстраивать ненавязчиво, ведь в периоде подготовки к школе важно вызвать желание познавать все новое. В нашу задачу входит объяснить дать первое представление, что время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”.
Самым трудным и необходимым этапом знакомства с временными понятиями для детей младшего дошкольного возраста являются: часы, минуты и секунды. Детям интересно наблюдать за всем движущимся: льющаяся из крана вода, горящая свеча, песочные часы, что мы и используем в нашей работе. Для объяснения, что такое минута мы используем песочные часы. Малышам объясняется, что эти часы показывают ровно минуту времени. Уточняем, что за минуту можно сделать много разных действий. Даем задание сделать что-либо за одну минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам. Воспитатель постоянно дает положительную оценку умениям детей контролировать время по песочным часам. Предлагаем детям оценивать по собственному представлению длительность интервала времени в процессе какой – либо деятельности. Например сколько можно надеть на шнурок бусинок или нарезать полосок, скатать из пластилина шариков. После того, как мы дадим представление детям об одной минуте на песочных часах мы продемонстрируем ее длительность на секундомере, объясняя, что движение стрелки по кругу совершается всегда за одну минуту. Затем следует сверить минуту и продемонстрировать длительность минуты одновременно по песочным часам и секундомеру.
Также мы используем дидактическое пособие "Календарь эмоций", который доступно и наглядно показывает течение времени. Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - начался новый. Ведь ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Мы предлагаем знакомить детей и с отрывным календарем через понятные и доступные приемы эмоционального восприятия своего настроения. В этом нам и помогает "Календарь эмоций", он помогает детям закрепить понятие вчера - сегодня - завтра. Ребенку предлагается нарисовать (или приклеить) рожицу которая характеризует его настроение. Малыш сам может проследить какое настроение было вчера какое сегодня, также педагог помогает осознать, что на месте "завтра" ничего еще нет так как оно еще не наступило, а будет только завтра. Помогает запомнить и осознать такие абстрактные понятия ребенку и то что он сам отрывает страницы календаря понимая, что завтра уже прошло, сегодня наступило, а завтра только наступит. А деятельность окрашенная эмоциональным состоянием которое близко и важно для самого малыша способствует мотивированию и более прочному запоминанию по схеме почувствовал- сделал-закрепил.
Современные дети в данное время привыкли воспринимать действительность в 3D изображении, они играют в планшеты, компьютеры многим родители разрешают играть в электронные игры на своих сотовых телефонах. И удивить малыша привлечь его внимание становится все сложнее. Для поддержания интереса, а также, чтобы показать наглядно текучесть времени, дошкольникам были показаны видео зарисовки раскрывающихся цветов, которых сейчас множество в интернете, в них наглядно видно как меняется цветок, как он распускается. Но прежде в течение недели внимание детей было обращено на цветочное комнатное растение которое начинает распускаться. В последующем когда оно уже распустилось была проведена уточняющая беседа, сколько потребовалось времени и был показан выше указанный фильм.
Знакомству детей с временными понятиями способствует внедрение в режимные моменты малых фольклорных форм (различные считалки, скороговорки, загадки). В помощь воспитателям предлагаем использовать литературу которая способствует и помогает формированию у детей временных представлений. Замечательное стихотворение С. Я. Маршака «Хороший день», дает возможность детям закрепить такое понятие, как «сегодня». А такие авторы как А. Фет, А. Плещеев, А. Барто и другие, помогают детям в стихах закреплять понятия «завтра», «вчера». В стихах Пушкина А. С. замечательно прослеживаются признаки времен года. Также формированию и знакомству с временами года способствуют такие литературные произведения как: сказка С. Маршака «12 месяцев», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», стихотворение С. Я. Маршака «Открываем календарь – начинается январь». В. И. Даль «Старик – годовик». Сборник стихов о природе "Времена года" куда вошли лирические произведения самых известных писателей. Татьяна Бокова Стихи и загадки о временах года. Сергей Александрович Есенин Стихи детям. Четыре желания стихи о временах года.
Дети лучше запоминают названия суток и ориентируются в них, прослушивая в аудиозаписи стихотворения с названиями частей суток, например «Утро» Е. Тургенева, «Солнечный денек» Я. Акима, «Вот уж вечер» С. Есенина, «Плакали ночью» Э. Мошковской и других авторов. Формировать понятие «неделя» можно с просмотра мультипликационного фильма «Емелина неделя». Восприятие времени также формируется и через изобразительное искусство: репродукции картин А. И. Куинджи «Днепр утром»; Шишкин «Утро в сосновом бору»; Эдуард Панов «Зима в лесу»; пейзажи Каменева; Эжен Джей Папр «Осень»; И. И. Шишкин «Осень»; пейзажи Дмитрия Левина и конечно же картины Левитана.
Рекомендации для родителей: Уважаемые мамы и папы! Предлагаем Вам детские стихи для разучивания в домашних условиях о времени суток которые помогут Вашему малышу быстрее сориентироваться в таких понятиях как день и ночь. А также будут способствовать развитию познавательного интереса при разгадывании загадок по теме суток.
Солнце ярко в небе светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит.
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …. (днем)
На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? …. (ночь)
Когда с темнотою
Земля вдруг сошлась
И в небе луна
Со звездою зажглась?
(Ночь)
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка —
Значит, наступила.
(Ночка)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется.
(Ночь)
Гном чинил свою калитку
И катался на улитке,
Он и пчелкам помогал,
Им цветочки наклонял.
(Днем)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток?
(День)
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идём,
Песни весело поём!
(День)
Смотрел в окно кузнечик
Ночь, утро, день и вечер,
Потом улегся спать,
Ведь дальше ночь опять.
День
Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
(В. Степанов)
Ночь
В небе звездочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках.
(В. Степанов)
Звезды пляшут и резвятся,
Шепчут что-то фонари,
Чудеса ребятам снятся.
Что продлится до зари?
(Ночь)
Свет струится и струится,
Звуками земля полна.
Занята делами птица,
Да и птахам не до сна.
(День)
Ночь
Солнце красное зашло. В небе звёздочки горят.
Белка прячется в дупло. Птицы спят и рыбки спят.
Дрёма в гости к нам идёт, Спят цветы в саду на грядках,
Сказку он с собой ведёт. Ну, а мы в своих кроватках.
С утра до ночи
Приучай себя к порядку,
Помни утром про зарядку.
Днем настойчив будь и смел,
Чтобы сделать много дел.
Начал вечер наступать,
Сам решай во что играть.
Ночь придет – ложитесь спать:
Пес на коврик, ты в кровать.
Литература:
1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988.
2. Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М. : Просвещение, 1991г.
3. Лебеденко Е. Н. Формиорвание представлений у дошкольников. – СПб. : Детство – пресс, 2003 г.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М. : Просвещение, 1990.
5. Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М. : Владос, 1999г.
6. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. – 1996. - №1.
7. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991.
8. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991г.
9. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1987.
10. Тихоненко В. И. Время. Круглый год. – М. : Просвещение, 2003г.
11. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. – М. : Народное образование, 2002.
12. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр “Академия”, 2000.
Интернет источники:
13. Будь Здоров - Читай MedSpeak.net : https://medspeak.net
14. Read more : https://mshishova.ru