Татьяна Красницкая
Сокровищница народной мудрости (методические рекомендации)
▼ Скачать + Заказать документы
"Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён не знает" (К. Д Ушинский)
Устное народное творчество-история народа, его духовное богатство. Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях создания. Один из пластов этого создания-мудрость воспитания. Народ-величайший педагог-мыслитель, педагог практик.
Публикация «Сокровищница народной мудрости (методические рекомендации)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
"Воспитание существует в русском народе столько же веков сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю" (К. Д. Ушинский)
Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственно-патриотического облика ребенка. А при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Богатейший материал для воспитания нравственно-патриотических качевств у дошкольников содержит в себе устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ устного народного творчества для дошколят пословицы и поговорки занимают особое место. Пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение,деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие, одобрить дружелюбие и трудолюбие. В пословицах и поговорках отразились счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы в семье была "полно горница детей". Счастье родителей и счастье детей-нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так и подмечает : "Добрые дети-делу венец, а плохие дети- дому конец", "Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не успеешь", " Дитятко это тесто: как замесишь, так и выросло". Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. "Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил".
Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выражений в пословицах и поговорках: от трудолюбия до любви и дружбу, от культуры поведения до любви к Родине: "Любовь к Родине сильнее смерти", "Человек без Родины-соловей без песни"
Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Не даром в создании народном прочно закрепилась истина о том, что "Материнская ласка-конца не знает".
Пример родителей-лучшая школа для детей, извечная прописная педагогическая истина. "Родители трудолюбивы- и дети не ленивы", "Какова матка, таковы и детки". Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которого накопил народ за его многовековую историю.
Пословицы и поговорки переходили из века в век и несомненно еще пригодятся-ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Порой она даже возросла в следствии расширения предметно-речевой сферы их применения. Прямой смысл многих пословиц и поговорок стал архаикой, а переносный живет. Такими пословицы и поговорки пришли в речь наших современников и такими от нас перейдут к людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословиц и поговорок продолжается.
"Воспитание существует в русском народе столько же веков,сколько существует сам народ,-с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю" (К. Д Ушинский)