Виктория Викторовна Суворова
Проект «Мой город Петров Вал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта:
Познакомить детей с историей рождения родного города Петров Вала.
Задачи проекта:
Изучить историческое прошлое родного города: место и названия.
Формировать базовые эмоции и интерес.
Воспитать любовь к родному городу.
Ход:
Публикация «Проект „Мой город Петров Вал“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Праздник русской рубахи, Петров день, 12 июля
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Я живу в крошечный городке Петров Вал, расположенный в Камышинском районе Волгоградской области. Мой городок дважды связан с именем царя Петра Алексеевича. Это при том, что в более менее организованный населенный пункт городок превратился в 1942году, ну а собственно городом стал совсем недавно, в 1988 году. Тут надо рассказать две истории. Вот слушайте.
История 1. Имя.
Собственно, что такое Петров Вал, кроме того, что это крошечный город. Дело было так. В 1717 году был предпринят грандиозный по своим масштабам набег крымских татар на Нижнее Поволжье. Им удалось разграбить Царицын, Саратов и другие южные города. Вот тогда, было принято решение Петром 1 о создании сторожевой укрепленной линии между Волгой и. Доном. Между Царицыном и Паньшино была построена такая линия в 60 км. Возведение крупного земляного Вала было начато в 1718, и через два года вся южная граница России была очерчена фортификационным сооружением, состоящим из глубокого рва и вала высотой 12 метров. Сторожевой вал имел деревянные палисады, 23 форпоста и пять земляных крепостей. Для несения сторожевой службы на царицынскую укрепленную линию были поставлены регулярные войска и донское казачество. Остатки этой линии в виде земляного вала до сих пор хорошо видны и выглядят вот так.
И называются повсеместно Петров Вал. Именно так и назвали город.
На cтарой карте Европы есть сторожевая оборонительная линия и небольшая крепость обозначеная как Pere volok"!
История 2. Место.
Собираясь в поход против турок летом 1695 года, русские войска вынуждены были проделать очень нелегкий путь- совершили сухопутный переход до села Паньшино (ныне Иловлинский район, откуда по Дону добрались до Азова.
Анализируя затраты времени и ресурсов, Пётр I изучал карту перехода. И в его голове возникла мысль соединить Волгу с Доном каналом между притоками этих рек – Камышинкой и Иловлей, для чего следовало соорудить систему шлюзов. Соединились бы Каспийское и Чёрное море. В связи с длительными военными действиями с Турцией каналу придавалось большое военно-хозяйственное значение.
Срочно был составлен проект канала, и в 1696 году, после обсуждения плана в Французской Академии наук, строительство канала началось. Руководителем проекта, как мы бы сейчас сказали, был назначен Астраханский генерал- губернатор князь Б. Н. Голицын, а его помощником «по шлюзному и перекопному делу на Камышинке» был назначен инженер Брекель. В 1698 году была вырыта часть канала и построен один шлюз. Однако, что-то там Брекель не доработал, не додумал и вода из закрытого шлюза и камеры, размыв основание вышла. Пока Галицын, по неспешной русской привычке соображал, как он будет отчитываться перед царем- заказчиком, Брекель по немецкой привычке быстро спасться, спешно и почти тайно, в отсутствие Петра выехал за границу, предварительно направив Петру I письмо, в котором обвинил во всем Голицына, который якобы недоброжелательно относился к делу, тормозил работы на канале и так далее. В то время, как он, Брекель не щадя своего живота и инженерного гения, буквально … Но и так понятно, что обычно, и до сей поры пишут подрядчики недовольному заказчику.
На смену Брекелю, в 1698 году пришёл английский инженер Джон Пери и начал с того, что признал предыдущее направление абсолютно неверным, Брекеля объявил неучем и шарлатаном, составил новый проект и в 1699 году приступил к строительству. Этим объясняется наличие остатков двух каналов.
Работы продолжались с перерывами до 1704 года. Однако, то ли Петр утратил интерес к строительству канала, потому что к этому времени Россия вела войну уже в совершенно другом направлении, а именно со Швецией, то ли слишком дорогим оказалась вся эта затея, но строительство канала было прекращено.
История канала на этом не заканчивается. В 1768 году в Академии наук о проекте канала вспомнили и направили обследовать реки Камышинку и Иловлю профессора Г. М. Ловица и адъюнка (впоследствии академика) П. Б. Иноходцева. Работы по нивелированию на Камышинке продолжались с перерывами до лета 1774 года и пркратились после ссмерти Г. М. Ливеца 8 августа 1774 года.
И это еще не все. Н. М. Карамзин считал, что первоначальные работы по сооружению канала следует относить к 1569 году, когда, турецкий султан Селим II, появился в этих местах для того, что бы выполнить замысел своего отца Сулеймана Великого. Сооружением такого канала можно было действительно закрепить владычество Крымской орды на Каспийском и Азовском морях. Турки даже начали работы, но через месяц их прогнали. Если так, то получается что идея судоходного канала, соединяющего Волгу и Дон, появилась в середине 16 века, а реализовать её удалось в другом месте только через 400 лет.
Шли годы. О канале между Иловлей и Камышинкой забыли. Всё ,что было сделано, со временем разрушилось. Но остались прорытый на несколько километров глубокий ров и земляной вал. Следы добрых намерений Петра Первого сохранились до наших дней. Каналов не получилось, но во время работ, вырытую земли отбрасывали на край котловины и образовались огромные земляные валы.. В наше время каналу присвоен статус исторического памятника, который находится под охраной государства. Правда так мне и не понятно, что конкретно охраняет государство, потому что сооружения, как такого нет. Куски котловины и холмы. Вот на одном из таких валов, на берегу можно сказать, несостоявшегося канала и стоит город Петров Вал.
«Рождение города»
Железнодорожная станция и посёлок здесь появились сравнительно недавно, в годы Великой Отечественной войны. Рождением своим он обязан Волжской рокаде. Осень 1941 года войска вермахта, приближаясь к Москве, разорвали главную железнодорожную магистраль Москва – Курск – Харьков - Ростов-на-Дону. Советскому командованию пришлось все воинские перевозки и грузопоток с этого направления перевести на железнодорожные линии, проходившие через Сталинград. Однако летом 1942 года враг развивал наступление уже на сам «город Сталина» - были перерезаны все железные дороги к городу по правому берегу Волги. Стратегической необходимостью стало строительство новой (прифронтовой) железнодорожной линии, которая сможет обеспечить транспортировку войск и грузов вдоль левого берега реки.
После в документах войны появится лаконичная запись:
«В августе 1942 года был сдан в эксплуатацию построенный за 100 дней южный участок железной дороги Камышин – Сталинград»
Отгремели последние залпы, закончилась война, А Петров Вал (сплошь подземный) так и остался важным железнодорожным узлом, через который проходили поезда со строительными материалами, оборудованием. Ему в ближайшее десятилетие предстояло выйти из-под земли и стать наземным рабочим посёлком железнодорожников. Самым первым кирпичным домом, построенным после войны, стало здание управления депо, сохранившееся до сих пор. Когда на станцию стали приезжать с детьми молодые матери-одиночки, потерявшие на фронте мужей, появилась необходимость в детском учреждении. Так 1949 году были сформированы первые детские ясли. Возводилось жильё для рабочих. К 1950 году в поселке было уже 500 индивидуальных домов, школа-семилетка, пять магазинов.
Город Петров Вал совсем крошечный. - 29 кв. м и с населением 14 000 человек. Вот говорят «Городок в две улочки», так это как раз о нём. В моём городке есть всё самое необходимое для жизни: детские сады; школы; библиотека; клуб; почта; отдел полиции; рынок и магазины ; больница ; ДЕПО; Птицефабрика и многое другое.
Я очень люблю свой город!