ОЛЬГА Уланова
Проект «Город Трудославль»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Город Трудославль»
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
Актуальность.
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду. Проблеме формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно уделяется внимания, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у дошкольника ограничены его пока небогатым жизненным опытом. В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги).
Публикация «Проект „Город Трудославль“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Педагогический коллектив принял решение разработать и реализовать проект «Город Трудославль». В рамках реализации проекта расширить представления детей о труде и профессиях.
Цель проекта : Расширить и обогатить знания детей о труде и многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Задачи работы:
- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; - учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; - обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; - развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Задачи работы:
- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; - формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; - формировать первичные представления о мотивах труда людей;
- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; - учить сравнивать профессии; - учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; - знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; - расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; - формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; - формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; - систематизировать знания о труде людей в разное время года; - знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); - расширять и систематизировать представления о современных профессиях; - расширять представления о профессиях людей в Можайском муниципальном районе и Подмосковье; - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; - формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Ожидаемые результаты:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - называет профессии разных сфер; - различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); - объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека; - имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Тематические блоки реализации проекта :
Люди и профессии, которые окружают нас в детском саду.
- Знакомство с сотрудниками детского сада и их профессиями.
Люди и профессии Можайского муниципального района.
- Предприятия Можайского района
- Профессии родителей воспитанников
- Знаменитые люди Можайского района
Люди и профессии Подмосковья.
Люди и профессии нашей России.
Дорожная карта реализации проекта
Период реализации проекта № п/п Мероприятие
Подготовительный 1 Назначение лица, ответственного за исполнение дорожной карты по реализации проекта
2 Изучение и анализ различной литературы по проблеме исследования, знакомство с опытом работы других образовательных учреждений
3 Изучение потенциала и реальных потребностей в организации и реализации проекта (анкетирование педагогов, просмотр оснащения и др.)
4 Создание творческой группы по реализации проекта
Создание материально-технической базы
5 Круглый стол с педагогами «Ранняя профориентация дошкольником. Формы и методы работы с детьми»
6 Консультация «Организация кружковой работы по начальному техническому моделированию и экспериментированию»
7 Составление тематического планирования для работы в «Городе Трудославле»
Основной 1 Смотр-конкурс «Организация сюжетно-ролевой игры в группе»
2 Выставка работ кружка по начальному техническому моделированию»
3 Литературный досуг «Кем быть?»
4 Оформление в группах фотоальбомов «Мои родители на работе»
5 Экскурсии по городу для ознакомления детей с профессиями
6 Досуг «Встреча с людьми разных профессий»
7 Оформление альбомов «Профессии прошлого и будущего»
8 Ярмарка профессий
9 Викторина «Профессий много на земле и каждая важна»
Заключительный 1 Представление опыта работы на сайте МАДОУ «Непоседа»
2 Создание ролика о работе жителей «Города Трудославля»
3 Собрание творческой группы
4 Представление результатов работы родителям воспитанников на родительском собрании
5 Участие МАДОУ «Непоседа» в конкурсе Региональных инновационных площадок Московской области
Приближение работы взрослых к детям.
К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: - в медицинский кабинет; - в прачечную; - в библиотеку; - в школу; - в магазин; - в аптеку; - в парикмахерскую; - к светофору; - на почту; - в музыкальную школу; - на предприятия Можайского муниципального района (Молокозавод, Хлебзавод, Можайский полиграфический комбинат); - на станцию «Скорая помощь»; - Можайский краеведческий музей; - Федеральная противопожарная служба по МО - на работу к родителям.
На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.
Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объёма познавательного материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.
Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».
С развитием ИКТ становятся возможными виртуальные экскурсии.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает: - подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; - создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; - подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; - подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении); - подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; - выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых; - оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; - оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; - материалы для сюжетно-ролевых игр.