Мария Кузнецова
Конспект занятия «Мое имя. Что значит?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать положительное отношение к именам
Задачи:
Обучающие
• познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
• познакомить с историей возникновения имен;
• пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).
Развивающие
• развивать познавательный интерес к своему имени;
• активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;
Воспитательные
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Публикация «Конспект занятия „Мое имя, Что значит?“» размещена в разделах
Оборудование: выставка художественной литературы, детские альбомы «О моем имени», портреты В. И. Чапаева, А. Г. Николаева, Н. Павловой – известных людей города Чебоксары;
Предварительная работа:
• беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств;
• рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «О моем имени»;
• чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле»;
• заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».
Словарная работа: святые, именины.
Работа с родителями:
• Мастер-класс для родителей на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени» с заданиями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок;
• Чтение с детьми дома: Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».
Методические приемы и методы:
• словесные: вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;
• наглядные: оформление выставки художественной литературы по теме;
• практические: представление результатов совместной с родителями исследовательской деятельности - альбомов «О моем имени»;
• игровые: динамическая пауза-игра «Эстафета имен».
Ход занятия
Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)
Умницы, правильно рассказали.
Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
Об этом моя загадка:
И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух сказать
Что это? ( Дети: Имя.)
Как вы думаете, как появились имена?
Это произошло случайно? (Ответы детей)
Из книжек (обращение внимания на выставку) мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?
- А если я спрошу: “Миша, тебе здесь нравится?”?
- Верно, Миша сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.
Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)
Вы правы.
• По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая)
• По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок)
• По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой)
• По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка)
Какие самые необычные имена вам встретились при чтении литературы дома с родителями?
Некрас, Немил, Дурак, Ненаш
Почему в далёкие времена давали такие имена?
(Такие имена давались не потому, что человек имел такие качества, а для того, чтобы обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел).
Совершенно верно. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение. Об этом пословицы и поговорки «Без имени ребёнок – чертёнок», «С именем – Иван, без имени – болван»
Творческое задание:
Интересно, какие имена были бы у нас в те времена?
Предполагаемые ответы детей:
Настя – Молчунья (мало разговаривает)
Оля – Снегурочка (родилась зимой,
Саша – Первая (старшая в семье…
Шло время… Появилась новая традиция: имя человеку давали во время крещения по специальной книге, которую называют месяцесловом. В книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают. Святые - это особенные люди. Они жили правильной жизнью, никого никогда не обижали, всегда помогали бедным и тем, кто обращался к ним за помощью.
Динамическая пауза.
Игра «Эстафета имен». Все встают в круг. Ведущий берет мяч, передавая мяч соседу, произносит имя, остальные называют это имя ласково и передают мяч (Вера – Верочка, Верушка, Веруся; Надя – Надюша, Наденька, Надюшка и т. д.)
- Сейчас, когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя? (Родители).
- Вы знаете, почему родители назвали вас таким именем?
(Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «О моем имени», сделанные дома с родителями. Воспитатель хвалит).
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя” (Ответы детей)
Почему мы должны оберегать свое имя? (Ответы детей).
Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города, села, улицы, площади) И в нашем городе Чебоксары есть улица Николаева. А вы знаете в честь кого она названа? (В честь космонавта Андрияна Григорьевича Николаева). Вот так люди своими героическими поступками прославляют родные места, свою страну. Вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.
Подведение итогов:
Что нового вы сегодня узнали?
Что больше всего понравилось?
Литература
1. Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских именах. –С-П. :Азбука, 2010.
2. Вартаньян Э. А., Занимательно об именах. - М. : Просвещение, 2009.
3. Горбаневский М. В., В мире имен и названий. - М. : Знание, 1987.
4. Мартынова А. Н., Митрофанова В. В. Пословицы, поговорки, загадки – М. : Современник, 1997.