Лучший педагог года

Конспект занятия «Мое имя. Что значит?»

Мария Кузнецова
Конспект занятия «Мое имя. Что значит?»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать положительное отношение к именам

Задачи:

Обучающие

• познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;

• познакомить с историей возникновения имен;

• пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).

Развивающие

• развивать познавательный интерес к своему имени;

• активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;

Воспитательные

• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Публикация «Конспект занятия „Мое имя, Что значит?“» размещена в разделах

Оборудование: выставка художественной литературы, детские альбомы «О моем имени», портреты В. И. Чапаева, А. Г. Николаева, Н. Павловой – известных людей города Чебоксары;

Предварительная работа:

• беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств;

• рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «О моем имени»;

чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле»;

• заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».

Словарная работа: святые, именины.

Работа с родителями:

• Мастер-класс для родителей на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени» с заданиями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок;

Чтение с детьми дома: Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».

Методические приемы и методы:

словесные: вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;

наглядные: оформление выставки художественной литературы по теме;

практические: представление результатов совместной с родителями исследовательской деятельности - альбомов «О моем имени»;

игровые: динамическая пауза-игра «Эстафета имен».

Ход занятия

Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)

Умницы, правильно рассказали.

Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Об этом моя загадка:

И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать

Что это? ( Дети: Имя.)

Как вы думаете, как появились имена?

Это произошло случайно? (Ответы детей)

Из книжек (обращение внимания на выставку) мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?

- А если я спрошу: “Миша, тебе здесь нравится?”?

- Верно, Миша сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.

Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)

Вы правы.

• По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая)

• По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок)

• По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой)

• По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка)

Какие самые необычные имена вам встретились при чтении литературы дома с родителями?

Некрас, Немил, Дурак, Ненаш

Почему в далёкие времена давали такие имена?

(Такие имена давались не потому, что человек имел такие качества, а для того, чтобы обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел).

Совершенно верно. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение. Об этом пословицы и поговорки «Без имени ребёнок – чертёнок», «С именем – Иван, без имени – болван»

Творческое задание:

Интересно, какие имена были бы у нас в те времена?

Предполагаемые ответы детей:

Настя – Молчунья (мало разговаривает)

Оля – Снегурочка (родилась зимой,

Саша – Первая (старшая в семье…

Шло время… Появилась новая традиция: имя человеку давали во время крещения по специальной книге, которую называют месяцесловом. В книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают. Святые - это особенные люди. Они жили правильной жизнью, никого никогда не обижали, всегда помогали бедным и тем, кто обращался к ним за помощью.

Динамическая пауза.

Игра «Эстафета имен». Все встают в круг. Ведущий берет мяч, передавая мяч соседу, произносит имя, остальные называют это имя ласково и передают мяч (Вера – Верочка, Верушка, Веруся; Надя – Надюша, Наденька, Надюшка и т. д.)

- Сейчас, когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя? (Родители).

- Вы знаете, почему родители назвали вас таким именем?

(Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «О моем имени», сделанные дома с родителями. Воспитатель хвалит).

Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя” (Ответы детей)

Почему мы должны оберегать свое имя? (Ответы детей).

Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города, села, улицы, площади) И в нашем городе Чебоксары есть улица Николаева. А вы знаете в честь кого она названа? (В честь космонавта Андрияна Григорьевича Николаева). Вот так люди своими героическими поступками прославляют родные места, свою страну. Вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.

Подведение итогов:

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось?

Литература

1. Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских именах. –С-П. :Азбука, 2010.

2. Вартаньян Э. А., Занимательно об именах. - М. : Просвещение, 2009.

3. Горбаневский М. В., В мире имен и названий. - М. : Знание, 1987.

4. Мартынова А. Н., Митрофанова В. В. Пословицы, поговорки, загадки – М. : Современник, 1997.

Публикации по теме:

Я — воспитатель, и значит я — актриса!Я — воспитатель, и значит я — актриса! Я – воспитатель, и значит я – актриса! А. П. Чехов однажды сказал М. Горькому: «Воспитатель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным.

Практикум для педагогов «Общаться позитивно — что это значит» Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами. Задачи: - Осознание педагогами собственных.

Что для меня значит интернет-ресурс сайт МAAM.RU Уважаемые коллеги! Я сегодня познакомилась с публикацией Татьяны Михайловой «Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога».

Что такое день Победы? Это значит нет войны!Что такое день Победы? Это значит нет войны! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В этом году отмечается 70-летие с начала Великой Отечественной войны. Эта трагичная дата в отечественной.

Фотоотчет «Я воспитатель, и значит я — артист»Фотоотчет «Я воспитатель, и значит я — артист» Праздник в детском саду – яркое, незабываемое событие в жизни ребенка. Радость, веселье, улыбки, хорошее настроение. и ещё много-много.

Фотоотчет «Я — воспитатель, значит, художник и артист»Фотоотчет «Я — воспитатель, значит, художник и артист» Фотоотчет «Я – Воспитатель, значит художник и артист» Работая в детском саду воспитателем, поневоле приходится часто рисовать, Не только.

Презентация «Я — воспитатель! Значит я — счастливый человек!» Приближается наш праздник День дошкольного работника! Педагог. - представитель лучшей из профессий! В его руках - самое дорогое - дети! А.

Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости»Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости» Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости». Универсальных средств для здорового образа жизни нет,.

«Я педагог, а значит, я актриса!» Мои роли на утренниках«Я педагог, а значит, я актриса!» Мои роли на утренниках Ты творец, мудрец, ваятель, Вечно в поиске, в дороге, Должен знать, уметь так много. Ты актёр, чудак, мечтатель, И всегда среди детей,.

Конспект занятия по рисованию «Что такое День Победы? Это значит нет войны!» с детьми старшей логопедической группыКонспект занятия по рисованию «Что такое День Победы? Это значит нет войны!» с детьми старшей логопедической группы Здравствуйте,уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию план - конспект образовательной деятельности по лексической теме "9 МАЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мое имя. Что значит?»
Опубликовано: 12 октября 2020 в 10:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мое имя. Что значит?»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД