Ольга Шелудкова
Модульное планирование «Детство» на сентябрь в старшей группе. 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
План – проект образовательной деятельности в группе старшего возраста
Время проведения. Месяц: Сентябрь.
Группа : № 8 «Сказка»
Ф. И. О. педагога ответственного за разработку: Шелудкова О. С.
Тема № 1: Я и мои друзья ( источник выбора темы: комплексно - тематическое планирование)
Публикация «Модульное планирование „Детство“ на сентябрь в старшей группе, 1 часть» размещена в разделах
- Планирование на сентябрь
- Планирование на сентябрь. Перспективное
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обращая внимание на произошедшие изменения, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник и т. д).
Срок реализации: 1 неделя (03. 09- 07.09)
Тема № 2: Наш город (День города) ( источник выбора темы: комплексно - тематическое планирование)
Цель: Знакомство с эмблемой родного города, с его достопримечательностями. Формирование чувства любви к своему городу. Закрепление умения рассказыванию и пересказу.
Срок реализации: 1 неделя (10.09-14.09)
Тема №3 Мир вокруг нас (ПДД, безопасность) ( источник выбора темы: комплексно - тематическое планирование)
Цель: Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Расширение представлений о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.
Срок реализации: 1 неделя (17.09-21.09)
Тема №4 Детский сад (День дошкольного работника) ( источник выбора темы: комплексно - тематическое планирование)
Цель: Содействие возникновению у детей чувства радости от возвращения в детский сад. Правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Продолжение знакомства с окружающей средой группы, помещениями детского сада.
Срок реализации: 1 неделя (24.09-28.09)
Предполагаемые результаты:
Тема №1. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Может следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Обладает начальными знаниями о социальном мире. Знаком с произведениями детской литературы. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.
Тема №2. Проявляет высокую активность и любознательность. Знаком с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. Имеет представление о себе и сверстниках, об элементарных правилах поведения, общения, соблюдает гигиену. Склонен наблюдать. Может соблюдать правила безопасного поведения.
Тема №3. Имеет расширенные знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора. Знаком с названием ближайших к детскому саду микрорайонов и улиц, на которых живут дети. Расширены представления о работе ГИБДД. Соблюдает культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Тема №4. Обладает основными культурными способами деятельности. Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками. Может выражать свои чувства и желания. Способен договариваться, учитывая интересы других.
Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы»
Образовательные области Содержание
Игровая деятельность Умение использовать разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность). Готовность помогать тому, кому трудно, поделиться своими знаниями и умениями, научить, проявлять справедливость. Развитие у детей чувства «единой семьи» в детском саду, интереса к сверстнику, желания лучше узнать личностные особенности друг друга. Освоение при поддержке воспитателя организационных умений: определять общий замысел, планировать работу, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со оценивать результат и взаимоотношения «Играли дружно, и получился красивый дворец». Умение использовать разные способы и сверстниками, приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность). Готовность помогать тому, кому трудно, поделиться своими знаниями и умениями, научить, проявлять справедливость.
«Социально – коммуникативное развитие» Продолжать формировать представления о весне, лете, замечать проявления весны и лета в жизни людей: смена одежды, переход от зимнего отдыха к трудовым процессам людей связанных с посадкой урожая. Восприятие разных настроений весны и лета в поэзии, прозе, живописи. Понимание созвучности эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией. Разнообразие форм и способов проявления эмоциональной отзывчивости и сопереживания. Отражение эмоций в театрализованной деятельности, в рисовании, играх. Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.
«Познавательное развитие» Выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел,расцвел и т. п.) подбор соответствующих способов помощи. Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата). Установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года, как последовательная смена времен года). Представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признак живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах. Обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь). Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения, о красоте природы, о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы. Освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Проявление умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т. ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решение логических задач.
«Речевое развитие» Освоение умений: самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки; придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа; Освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Рассказать о трудовых процессах людей связанных со сбором урожая, о сельскохозяйственной технике и ее значении для человека. Способны сочинять загадки, рассказать пословицы и поговорки по данной теме.
«Художественно – эстетическое развитие» Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.
«Физическое развитие» Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности. Развивать и закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и спортивных упражнениях. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений. Развивать физические качества (силу, гибкость, выносливость, особенно - ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость - координацию движений. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Формировать представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей. Развивать самостоятельность в применении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления о гигиенической культуре.
Модуль 2. «Взаимодействия педагога с детьми»
2.1. Непосредственно-образовательная деятельность
Дата проведения Форма реализации Содержание
«Двигательная деятельность»
Физкультурное занятие Диагностика: бег на 30 м, прыжки в длину с места, прыжок в длину с разбега, прыжок в высоту с разбега, вверх с места, метание предмета 100 гр., набивного мяча 1 кг, бег на выносливость 120 м.
Физкультурное занятие Диагностика: бег на 30 м, прыжки в длину с места, прыжок в длину с разбега, прыжок в высоту с разбега, вверх с места, метание предмета 100 гр., набивного мяча 1 кг, бег на выносливость 120 м.
Физкультурное занятие Упражнять детей ходить по ограниченной поверхности с дополнительным заданием; упражнять в прыжках из обруча в обруч; закрепить умение лазать по лестнице с усложнением; развивать ловкость и быстроту реакции в беге с изменением темпа движения; воспитывать дружеские отношения в игре.
Физкультурное занятие Повторять умение детей ходить по ограниченной поверхности с дополнительным заданием;
прыжки из обруча в обруч; закрепить умение лазать по лестнице с усложнением; развивать ловкость и быстроту реакции в беге с изменением темпа движения; воспитывать дружеские отношения в игре.
Физкультурное занятие Упражнять детей подбрасывать мяч вверх, бросать о пол и ловить его, не прижимая к груди; упражнять в ходьбе по скамейке с перешагиванием через предметы; развивать умение прыгать на 2-х ногах с продвижением вперед с дополнительным заданием; развивать ловкость в эстафете с подлезанием.
Физкультурное занятие Повторять умение детей подбрасывать мяч вверх, бросать о пол и ловить его, не прижимая к груди; ходьба по скамейке с перешагиванием через предметы; закрепить умение прыгать на 2-х ногах с продвижением вперед с дополнительным заданием; развивать ловкость в эстафете с подлезанием.
Физкультурное занятие Формировать умение ходить перекатом с пятки на носок; развивать умение детей ползать на четвереньках между предметами; упражнять в подбрасывании и ловле мяча; развивать равновесие в ходьбе по скамейке на носках; развивать скорость реакции и прыгучесть; воспитывать собранность и внимательность на занятиях по физкультуре.
Физкультурное занятие Закреплять умение ходить перекатом с пятки на носок; повторять ползание на четвереньках между предметами; упражнять в подбрасывании и ловле мяча; развивать равновесие в ходьбе по скамейке на носках; развивать скорость реакции и прыгучесть; воспитывать собранность и внимательность на занятиях по физкультуре.
«Коммуникативная деятельность»
Образовательная развивающая ситуация
(развитие речи) Упражнение «Закончи упражнение» (стр 8, 2_я неделя)
Упражнение «Скажи наоборот» (стр 6, 3_я неделя)
Упражнение «Скажите одним словом»
Образовательная развивающая ситуация
(развитие речи) Права детей. Беседа о правах детей с опорой на сюжетные картинки
(См. Информационно- деловое оснащение ДОУ. Мои права)
Образовательная развивающая ситуация
(развитие речи) Осень. Беседа об осени; сравнение лета с осенью по вопросам. Упражнение «Какой? Какая? Какие?»(Летом солнце какое, а осенью? Листья осенью какие? Вода какая? т. п.) Упражнение «Кто что делает осень?»(Что делают люди летом, а осенью? и т. п.)
(См. Комплексные занятия по программе «Детство» стр. 1)
Составление описательных рассказов об осени с опорой на сюжетные картинки.
Подготовка к обучению грамоте Знакомство с цветами радуги и последовательностью их расположения. Уточняем и закрепляем знания
о цветах, не входящих в радугу. Ориентирование на листе бумаги, понятие словосочетания: вверху листа и внизу листа; снизу вверх и сверху вниз; справа от и слева от; за ним, перед ним и между ними. Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха; выделение первого звука в слове. Дорисовывание изображения по точкам. Обведение карандашом предложенную петляющую линию
Подготовка к обучению грамоте Знакомство с названиями пальцев. Определение и называние их как на самой руке, так и на ее изображении. Развитие слухового и зрительного внимания, координированность и точность мелкой моторики. Ориентирование на листе бумаги, закрепление понимания и правильного употребления словосочетаний, над которыми работали в игре «Радуга», а также словосочетаний: слева направо, справа налево; в середине (в центре) листа; в левом верхнем (в правом верхнем, в левом нижнем, в правом нижнем) углу листа.
Подготовка к обучению грамоте Образование прилагательных и согласование их с существительными; Изменение окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т. д.)
Подготовка к обучению грамоте Закрепление правильного употребления предлогов -НА, -ЗА, -ПОД. Дифференцирование звуков: глухие
и звонкие согласные, гласные. Узнавание букв по их частичному изображению. Закрепление знаний о звуке и букве «Л». Тренировка в составлении и записи слов из предложенных букв.
«Познавательно-исследовательская деятельность»
Образовательная развивающая ситуация
(исследование объектов живой и неживой природы) Солнечные зайчики. (См. «Экспериментальная деятельность. Чистякова, Тугушева, стр 34 п. 26)
Задачи: Понять причину возникновения солнечных зайчиков, показать как их пускать.
Материал: зеркала
Образовательная развивающая ситуация
(исследование объектов живой и неживой природы Что отражается в зеркале. (См. «Экспериментальная деятельность. Чистякова, Тугушева, стр 35 п. 28)
Задачи: Познакомить с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Материалы: зеркала, ложки, вазочка, фольга, глянцевый журнал
Образовательная развивающая ситуация
(познание предметного и социального мира) Цветной песок (См. «Экспериментальная деятельность. Чистякова, Тугушева, стр 38 п. 30)
Задачи: познакомить со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом)
Материалы: цветные мелки, песок, емкость, терка, палочка или ложка для перемешивания
Образовательная развивающая ситуация
(познание предметного и социального мира) Игры с песком (См. «Экспериментальная деятельность. Чистякова, Тугушева, стр 39 п. 31)
Задачи: закрепить представления о свойствах песка, развить любознательность, активизировать речь, развить конструктивные умения.
Материал: надувная песочница, в которой оставлены пластмассовые игрушки-животные.
Образовательная развивающая ситуация
(математическое и cенсорное развитие) Количество и счет.
Число и цифра 1. Величина.
Логическая задача на установление закономерности.
Знакомство с названием первого осеннего месяца- Сентябрь.
Ориентировка во времени.
Образовательная развивающая ситуация
(математическое и cенсорное развитие) Количество и счет.
Число и цифра 2.
Знаки «+» и «=».
Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
Ориентировка на листе.
Логическая задача.
Образовательная развивающая ситуация
(математическое и cенсорное развитие) Количество и счет. Числа и цифры 1,2,3.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Логическая задача на установление закономерностей.
Квадрат. Выкладывание фигуры из счетных палочек.
Работа в тетради в клетку.
Образовательная развивающая ситуация
(математическое и cенсорное развитие) Количество и счет. Числа и цифры 1,2,3,4. Соотнесение количества предметов и цифр.
Величина. Круг.
Работа в тетради в клетку.
Логическая задача.
Геометрические фигуры.
«Изобразительная деятельность»
Образовательная развивающая ситуация
(рисование) «Ранняя осень» (рисование акварелью)
«Веточка с ягодами» (рисование карандашами)
«Плоды сада» (рисование гуашью)
«Берегите лес» (рисование цветными карандашами)
Образовательная развивающая ситуация
(лепка) «Осенний огород»
«Корзинка с фруктами»
«Корзинка с грибами»
«Плетень с подсолныхами»
Образовательная развивающая ситуация
(аппликация) Объемная аппликация с природными материалами (листья деревьев + цв. бумага) «Осенние цветочки»
«Фрукты и овощи»
«Еж» (обрывная аппликация)
«Золотая осень»(коллаж. Обрывная аппликация с элементами рисования)
Образовательная развивающая ситуация
(конструирование) «На даче у Капризной кошки»(из строительного материала)
«Полянка мухоморов»(объемная поделка из свернутых цилиндров, конусов, коробочек)
«Грибочки»(плоскостное Лего- конструирование)
«Ковер из листьев» (составление композиции из осенних листьев)
«Музыкальная деятельность»
Музыкальное занятие Пополнять запас эстетических образцов народной музыки. Развивать представления о музыкальных жанрах, народных музыкальных инструментах. Учить ритмично играть на погремушках и бубнах. Узнавать песню, сыгранную на металлофоне, назвать ее, показать на картинке. Учить петь естественным звуком, не напрягаясь. Развивать ритм дыхания.
Музыкальное занятие Учить передавать характер веселой, задорной, живой музыки легкими пружинными прыжками. Обогащать музыкальные впечатления детей посредством русских народных игр. Побуждать детей выразительно передавать игровой образ в народных играх. Учить изменять движения со сменой частей музыки. Совершенствовать бег
Учить ориентироваться в пространстве.
Музыкальное занятие Познакомить детей с музыкальным фольклором. Учить детей слушать вокальную музыку и понимать о чем поется в песне. Дать детям понятие «колыбель», «колыбельная». Обратить их внимание на ласковый, теплый, нежный характер песни. Побуждать чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширять диапазон голоса.
Учить петь в умеренном темпе, ровно, не напрягаясь
Музыкальное занятие Развивать дыхание с опорой на диафрагму. Учить выразительно изображать в движении образ зверей: медведя, зайчика, белочки, лисички. Закрепить прыжки на двух ногах. Учить ходить мягким, крадущимся шагом. Учить передавать игровые образы, данные в музыке.
Музыкальное занятие Продолжать знакомить детей с музыкальным фольклором, слушать вокальную музыку и понимать о чем поется в песне. Дать детям понятие «колыбель», «колыбельная». Обратить их внимание на ласковый, теплый, нежный характер песню. Побуждать чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширять диапазон голоса. Учить петь в умеренном темпе, ровно, не напрягаясь. Развивать дыхание с опорой на диафрагму
Музыкальное занятие Учить выразительно изображать в движении образ зверей: медведя, зайчика, белочки, лисички. Закрепить прыжки на двух ногах. Учить ходить мягким, крадущимся шагом Знакомить с музыкально-игровым фольклором. Учить передавать игровые образы, данные в музыке.
Музыкальное занятие Учить детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. Рассказать о характере музыкального произведения. Обратить внимание на тембровую окраску музыки, отрывистость звучания Спросить детей какие виды транспорта они знают. Учить передавать в пении веселый, задорный характер песни, придумывать движения к тексту песни. Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание подпевать. Развивать дикцию. Петь громко, тихо, шепотом. Развивать ритм дыхания.
Музыкальное занятие Учить детей начинать и заканчивать движение с музыкой. Учить двигаться прямым галопом, вынося все время вперед правую ногу. Учить ходить парами по кругу, строить круг, находить свое место, вставать друг против друга. Учить выставлять ноги на пятку попеременно. Развивать эстетическую восприимчивость на основе русской народной культуры. Знакомить с образцами игровых народных песен.
«Чтение художественной литературы»
Образовательная развивающая ситуация Русский фольклор «Осень, осень на порог»
В. И. Даль «Журавль и цапля», «Байка о щуке зубастой», «Про мышь зубастую да воробья богатого»
К. Д. Ушинский «Не плюй в колодец- пригодится воды напиться»
В. А. Жуковский «Летний вечер», «Жаворонок» (отрывок)
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «За весной, красой весны»
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
В. Кольцов «Косарь»
Н. П. Огнев «Деревенский сторож»
Образовательная развивающая ситуация М. Ю. Лермонтов «Осень», «Из Гете»,
П. П. Ершов «Конек-горбунок»
А. К. Толстой «Осень. Обсыпается наш бедный сад»
Н. Некрасов «Перед дождем»
2.2. Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах
«Общение»
Ситуации общения
Беседы и разговоры с детьми Беседа о правилах катания на велосипеде, коньках, самокате.
Беседа о правилах поведения на природе. Беседа «Осторожно: клещ!»
Беседа «Эта спичка-невеличка», «Правила пешехода», «Личная безопасность в доме». Моделирование ситуации «У меня зазвонил телефон» (друг, незнакомец, знакомы, взрослый, «Кто стучится в дверь ко мне?» Закрепление знания единого номера службы спасения 112
Игровые тренинги
«Игровая деятельность»
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на автомобиле», «Магазин», «В гостях у бабушки и дедушки», «Автозаправка»
«Вежливый пассажир», «На приеме у доктора Пилюлькина», «Поварята»
Театрализованныеигры Кукольный спектакль «Теремок»
Настольный театр «Заюшкина избушка», «Гуси- лебеди»
Строительно-конструктивные игры «Построим теремок», «Автобан» «Домик для трех поросят», «Небоскреб».
Игры-драматизации «Репка», «Три поросенка», «Теремок»
Подвижные игры «Зайчата», «Ручеек», «Лошадушки», «Меткие стрелки», «Хитрый лис»
Досуги здоровья и подвижных игр «Безопасная дорога», «Город мой родной» «Играем вместе»
«Познавательная и исследовательская деятельность»
Сенсорный, игровой и интеллектуальный тренинги «Песочный городок», «Солнышко», «Бобовое зернышко»
Опыты, эксперименты Лаборатория «Сельскохозяйственный труд людей в Белгородской области»
«Свойства магнита», «Очистка воды»
Наблюдения за природой За: погодой, птицами, рябиной, елью, дождем, листьями, березой, муравьями, жучками, цветами, облаками
Музыкально-театральная гостиная Прослушивание детских песен из мультфильмов.
Викторина «Угадай мелодию»
Творческая мастерская Выставка рисунков по ПДД и ОБЖ
Выставка поделок
Чтение литературных произведений Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова)
«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сеф
«О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» А. Введенский
«Листопад» И. Бунин
Чтение С. Маршака «Сказка о спичках»
Ю. Пермяк «Торопливые ножки».
Д. Виссет «Про мальчика, который рычал на тигров».
К. И. Чуковский «Телефон»
Чтение веселых стихотворений «Небылицы»
Чтение С. Михалков «Постовой»
«Самообслуживание и элементарный бытовой труд»
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами, общий и совместный труд Полив и рыхление групповых растений в уголке природы
Сбор выносного материала
Дежурство в столовой
Порядок в шкафчиках после прогулки
Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей»