Ольга Герасименко
Моделирование в экологии с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Основная цель-это освоение знаний об особенностях объектах природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Публикация «Моделирование в экологии с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Задачи экологического воспитания :
1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;
2. Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе;
3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;
4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
5. Обучение азам элементарной экологической безопасности;
6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Один из наиболее эффективных методов применяемых в экологическом воспитании – это моделирование.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения, разработанный Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддъяковым, Д. Б. Элькониным.
Что такое моделирование и что это за технология?
• Моделирование – это деятельность человека по созданию моделей.
• Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками, символами
• Модель отражает : признаки, структуру, взаимосвязи между частями или компонентами природы
• Наглядно-практический метод обучения
Виды моделей :
1. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Схема — это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений. С помощью схем может быть представлен и внешний вид объекта, и его структура.
Классификация моделей. С учетом времени: статистические– это одномоментный срез; динамические- позволяют увидеть объект во времени
По способу представления: материальные – например, аквариум; информационные – знаковые модели. Построение модели включает два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу. Этап «Предмоделирование» у детей младшего возраста происходит в процессе игры рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующих объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. В средней группе дети знакомятся с круговой диаграммой времен года. В старшем дошкольном возрасте эта работа проходит на материале экологических систем, окружающих детей (лес, луг, водоем, город). Здесь особенно четко прослеживается зависимость живой природы от воды, почвы, света.
В подготовительной группе дети знакомятся с фауной и флорой природных зон Земли (тундры, тайги, пустыни и др., узнают о влиянии условий жизни на строение растений и животных, на образ их жизни.
Общая схема моделирования :
Перед ребенком ставится задача ; задача строится на основе программы и возраста ; в полной мере детей знакомят с информацией об интересующем объекте и дают алгоритм моделирования; следующим этапом дети создают модель.