ромашкина ирина
Моделирование методического сопровождения современного образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Управление в современном дошкольном учреждении – это целеустремленная деятельность, направленная на обеспечение стабилизации, оптимального функционирования и развития ДОУ.
Проникновение теории управления в дошкольное образование, субъектов и объектов управления ДОУ, выделение направлений деятельности руководителя с точки зрения объектов (управление персоналом, кадрами, управление материально-технической базой и др.) привели к некоторой терминологической неясности в связи с применением традиционных и новых терминов. В частности, возникли вопросы, которые выделяла Багаутдинова С. Ф. об использовании и понимании термина «методическая работа в ДОУ»; что такое методическая работа – объект или аспект управления; как соотносится методическая работа с понятием «управление педагогическим коллективом», «управление образовательным процессом»; насколько целесообразно сегодня применять этот термин. По ее мнению, методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ.
Темочки:
Новые подходы к управлению методической работой связаны с требованиями, предлагаемыми педагогам новыми технологиями, с выработкой у них нового педагогического мышления. Здесь, как отмечает Васильева А. И., важны меры по управлению саморазвитием, самообразованием и самовоспитанием воспитателей и специалистов, по созданию условий для формирования индивидуальных педагогических (методических, воспитательных, дидактических) систем.
Управление методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода, по мнению Никишиной И. В., должно быть направлено на создание условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации. Белая К. Ю. считает, что управлять методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода – значит научиться так строить методический процесс, чтобы в каждой его ситуации проявлять важнейшие функции личности воспитателя – выбор ценностей, понимание (рефлексирование) смысла своей деятельности, реализация своих потребностей и задатков.
Эффективность управления, по ее мнению, зависит от двух групп факторов – структурных и активизирующих. Управление структурными факторами означает, прежде всего, управление делами, а управление активизирующими факторами – управление людьми.
Учет индивидуальных особенностей каждого педагога при планировании и организации методической работы также предопределяет ее эффективность. Опора на инициативу и способности личности – одно из важных условий результативности методической работы в целом. С этой целью ежегодно в конце каждого учебного года в коллективе должны проводиться творческие отчеты, итоговые научно-практические конференции, конкурсы, анкетирование по сбору предложений, связанных с дальнейшим совершенствованием профессионального уровня педагогов, их творческого саморазвития и учебно-воспитательного процесса, должны издаваться методические газеты, альбомы из опыта работы педагогов.
Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, методиста ДОУ, специалистов различных областей знаний. Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому проектировать, определять ее содержание следует по всему составу функций управления
Уровни организации методической работы :
1) репродуктивный – сообщение знаний педагогам без изучения последствий проводимой работы;
2) частично-поисковый – методическая работа активизируется за счет активных методов и форм работы со специалистами, но не носит системный характер, поэтому не может дать заметных результатов;
3) творческий – система работы, в содержание которой включена инновационная, экспериментальная деятельность, методическая работа направлена на создание и апробацию новых технологий и управление этим процессом;
4) исследовательский – исследование проблем и внедрение результатов исследований в работу.
Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. Однако сегодня, по мнению П. Н. Лосева, существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОУ [20]. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования.
В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической работы.
Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта [15].
Методическое сопровождение воспитателя как способ организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении включает :
1) аналитико-диагностический этап, предполагающий выявление проблемы в профессиональной деятельности воспитателя, осознание им необходимости ее решения с помощью более компетентного специалиста и последующее совместное формулирование вариантов дальнейших действий;
2) проектировочный этап, включающий совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности воспитателя, раскрывающего механизм разрешения возникшей проблемы;
3) этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога, заключающийся в оказании систематической помощи старшим воспитателем педагогу при реализации маршрута профессиональной деятельности, путем использования наиболее адекватных профессиональным и личностным особенностям воспитателя методов и приемов;
4) контрольно-оценочный этап, включающий совместное обсуждение результатов решения проблемы.
Методическое сопровождение педагогов дошкольного образовательного учреждения осуществляется старшим воспитателем, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач:
изучать профессиональные и личностные особенности воспитателя, проявляющиеся в педагогическом процессе, получать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности;
проектировать и помогать в реализации индивидуальных маршрутов развития профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения общих задач дошкольного образовательного учреждения;
организовывать взаимодействие с воспитателями, координировать их взаимодействие друг с другом и с другими субъектами педагогического процесса;
организовывать работу методического кабинета, использовать предметно-развивающую среду образовательного учреждения и ресурсы методкабинета для удовлетворения запросов воспитателей;
организовывать процесс самообразования, повышать собственный уровень профессиональной компетентности.
Эффективность методического сопровождения воспитателя как способа организации методической работы в детском саду определяется по следующим показателям:
по отношению к воспитателю: удовлетворенность организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов;
по отношению к старшему воспитателю: обогащение профессиональной компетентности, готовность решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя ДОУ;
по отношению к дошкольному образовательному учреждению : эффективность реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса.