МААМ-картинки

Моделирование как педагогическая технология

Светлана Давыдова
Моделирование как педагогическая технология

Под моделированием в педагогике и психологии понимают «совокупность действий при построении, преобразовании и использовании наглядно воспринимаемой системы, схемы, модели, абстракции, элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы». Важнейшим свойством модели является подобие или аналогия, способность к замещению одного предмета другим.

Метод моделирования был разработан и применялся в педагогической практике еще в 70-е годы XX века. Поиски резервов познавательных способностей привели к выявлению тех средств, которые помогли бы ребенку обнаружить существенные стороны в отношениях предметов и явлений и сделать их содержанием своей познавательной деятельности. Истоки появления метода моделирования связаны с работами Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. Их работы позволили утверждать, что в дошкольном детстве у детей формируется общая познавательная способность — способность к опосредованному познанию. Одним из видов ее является способность к наглядному моделированию. В конце второго года и на протяжении третьего года жизни ребенок начинает осваивать игровые действия и включает все больше предметов в свою игру, при этом появляется введение ребенком замещений. Замещения в игре не появляются сами собой, особую роль в освоении замещения играет взрослый. Для педагогов задача состоит в том, чтобы выстроить символы, преобразовать их в модели, которые можно видеть, осязать, действовать. Такой подход позволяет детям уже на уровне наглядного мышления усваивать более сложные задания и умения.

Отечественные педагоги вернулись к этим рекомендациям лишь в начале 90-х годов, когда в ряде изданий вышла серия статей с популяризацией метода наглядного моделирования. Авторы дают рекомендацию по использованию метода в семье, дошкольных учреждениях и начальной школе. Они рекомендуют использовать метод наглядного моделирования на занятиях познавательного цикла, в ознакомлении с природой, развитие речи, математики, конструировании, изодеятельности, в игре и труде. Одно из ведущих мест в обучении детей отводят данному методу в альтернативных образовательных программах и технологиях — «Развитие», «Радуга», «Детство», «Детский сад — дом радости», «Школа 2100». Широко применяется метод наглядного моделирования в технологиях ТРИЗ.

В основе моделирования лежит принцип замещения одних реальных предметов другими предметами, изображениями, символами. В. В. Давыдов с коллегами в своих исследованиях убедительно доказал, что содержание учебной деятельности школьников является теоретические знания, усвоения которых осуществляется детьми школьного возраста намного успешнее, при решении учебных задач с помощью метода наглядного моделирования. Модель можно рассматривать как средство познания и обучения, как средство обобщения знания и опыта, планирования и регуляции различных видов деятельности.

Следовательно, формирование моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построение модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов, и использование модели для решения различных интеллектуальных и практических задач.

Ребенок, умеющий строить модель, имеет возможности использовать их для решения познавательных задач на уровне схематического мышления, которое является как бы переходным между наглядно-образным и словесно-логическим.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. д., проявляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Метод моделирования широко используется в дошкольной педагогике в продуктивных видах деятельности, для формирования обобщенного представления о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами. Педагогическая технология, разработанная под руководством В. И. Логиновой и ее аспирантами С. Ф. Сударчиковой и Н. М. Крыловой, в свою основу взяла модель трудового процесса, образно названая «Лесенка». Каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий компонент трудового процесса в порядке их следования от замысла до результата. На первой ступени помещают рисунок предмета, который задуман (цель, на вторую ступень материал необходимый для работы, на третью — инструменты, на четвертую картинки или фотографии, изображающие основные действия, на пятую — результат всего процесса. Технологию, возможно, использовать в конструировании, ручном труде, лепке, изодеятельности.

И. Базик в ходе изучения возможностей развития у детей способности к наглядному пространственному моделированию опирается на действия применения, построения и использования пространственных моделей двух типов: смысловых отношения формы и содержания (комплексные модели). Первоначально они представляли собой схематические изображения персонажей каждого эпизода сказки. Дети слушали рассказ воспитателя, сопровождаемый показом схематической иллюстрации, затем выделяли словесно признак для подбора заместителей и учились пересказывать сказку, используя, заместители. В дальнейшем наглядные модели смысловых отношений представляли собой карточки. Стрелками обозначали направление перехода от одного эпизода к другому. Таким образом, из карточек с заместителями выстраивалась наглядная модель рассказа. По ней пересказывалось все произведение или отдельный эпизод.

Л. А. Венгер и О. М. Дьяченко предложена система игр и упражнений на замещение и наглядное моделирование, которые давались последовательно, постепенно усложняясь. Эта система заданий включалась во все виды деятельности и во все типы занятий. Младшие дошкольники выполняли задания в игровой форме. Со средней и старшей группы задания приобретали для детей привлекательность и сами по себе. Систематическое участие в решение умственных задач стимулировало познавательные интересы детей, изменяло их отношение к занятиям, предлагавшимся вне занятия, во время игр. Задания сформированы следующим образом: задания на замещение предметов, задания на анализ строения, задания на выделения пространственных отношений, задания на использование логических отношений, задания на создание новых образов.

Первый тип заданий предполагает использование детьми различного рода заместителей, обозначение при помощи разнообразных предметов. Три последующих типа заданий направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. В двух из них при помощи наглядных моделей (схем, чертежей, планов) обозначаются пространственные отношения между предметам или их частями. Третий тип заданий способствует усвоению логических операций. Он требует группировки объектов или их расположения по определенному принципу на основе выделения и учета существенных признаков. Наглядные модели выражают здесь сам принцип решения задачи.

Особую группу представляют собой задания, в которых обозначение предметов при помощи заместителей (знаков и символов) и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют замещения и наглядного моделирования, но при решении задач на воображение — самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий и т. п. Авторы рекомендуют проводить задания на замещения и наглядное моделирование систематически и переходить после освоения к более сложным по возрасту играм.

Л. Б. Фесюкова в русле программы ТРИЗ предлагает использовать наглядное моделирование сказок. Методика наглядного моделирования сказок начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными). Замещаемые объекты будут герои детских сказок, люди, звери, гномы, волшебники. Иногда, замещают и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, различные по величине и цвету.

В современной отечественной педагогике признается значимость моделирования как метода познавательного развития детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Игра-моделирование «Человек и дерево»Игра-моделирование «Человек и дерево» Игру изготовить очень просто нужно картинки с изображением человека, и дерева, картинку с деревом предварительно разрезать на части; Корни,.

Консультация для родителей «Тико-моделирование»Консультация для родителей «Тико-моделирование» Консультация для родителей «ТИКО-моделирование» Современный ребенок – прирожденный изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой.

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моделирование как педагогическая технология
Опубликовано: 17 сентября 2024 в 20:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование как педагогическая технология» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Давыдова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД