Наталья Закирова
Моделирование из бумаги как начальный этап обучения техническому творчеству в объединении «Юный конструктор»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки творческих способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.
Конструирование и моделирование –это первая ступень и первый шаг детей в область технического творчества. Бытует мнение, что им смогут заниматься только дети - технари. Я считаю, что начальным техническим моделирование могут и должны заниматься все дети, и технари, и гуманитарии. Здравствуйте! Я ПДО Закирова Наталья Александровна. Мое объединение «Юный конструктор» существует уже более 15 лет на базе детского сада № 12 «Сказка» и школы № 12. Я занимаюсь с детьми в старшей и подготовительной группе детского сада и с младшими школьниками, обучая их азам конструирования и моделирования из бумаги.
В процессе конструирования у моих воспитанников развивается не только творческое мышление,у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Во время работы развивается память, совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда, дети обучаются аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Очень важно, что мы закрепляем на занятиях то, что дети изучают в школе и детском саду: цвета и их оттенки, знание геометрических фигур, объемные фигуры, счет прямой и обратный, умение ориентироваться на листе бумаги, свойства и виды бумаги. Ребята знакомятся с историей и современным уровнем развития российской техники.
Доказано, что бумажное моделирование способствует повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию внимательности, смышлености, логичности. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами.
Занятия в объединении «Юный конструктор» позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус. Кроме того, моделирование развивает коммуникативные навыки детей, так как создание тематических композиций требует участия нескольких человек, коллектива. В настоящее время искусство работы с бумагой в творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий и использования компьютерной графики бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Устойчивый интерес детей к поделкам из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства.
Бумагопластика - это искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание объёмных скульптур.
В своей работе с детьми я использую разнообразные виды бумагопластики:
1. Оригами (складывание различных фигур из бумаги);
2-Киригами (вырезание бумажных кружев);
3. Квиллинг (бумагокручение, создание фигур из накрученных в спираль тонких полосок бумаги)
4. Торцевание (создание воздушной аппликации из закрученных квадратиков креповой бумаги);
5. Аппликация (склеивание отдельных элементов в единую композицию);
6. Плетение из бумажных трубочек (бумажная лоза).
7. Декупаж (декорирование различных поверхностей специальными салфетками с использование лака);
Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.
Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном. К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов: строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей.
Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ.
Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Это учит РЕБЕНКА внимательности и ответственности.
Я считаю, что главными педагогическими условиями развития творческого конструирования из бумаги являются:
1) использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
2) формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).
Значение моделирования и конструирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Они позволяют лучше познать наш мир окружающей действительности.
Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны, хотя подчас и наивны. Разумеется, дошкольники и младшие школьники не делают каких-либо открытий, но сам процесс конструирования ничем не отличается от работы взрослых. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности. Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель, что позволяет более полно оценить этот объект.
Занимаясь моделированием и конструированием на занятиях в объединении «Юный конструктор» учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона, изготавливать усложненные модели;
- выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов, определять недостающие детали в модели и вычерчивать их;
- работать простейшими ручным инструментом;
- окрашивать детали модели и модель кистью;
- разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
- самостоятельно изготовить модель от начала до конца, анализировать свою модель с пояснениями;
- организовать рабочее место;
- подбирать материал для модели;
- презентовать собственный проект;
- проявлять усидчивость до достижения конечного результата.
Таким образом, занятия моделированием и конструированием из бумаги имеют огромноезначение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. Мы с ребятами изготавливаем много поделок к праздникам: «Дню учителя», «Дню воспитателя», «Дню матери», к Новомугоду, к 8 марта, к 23 февраля, к Дню Победы и т. д. Они дарят свои работы мамам, папам и другим членам семьи, проявляя заботу, внимание.