Папки-передвижки

Модель занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч»

Елена Рогожина
Модель занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание : Познакомить с мягким согласным звуком «Ч». Познакомить с печатным написанием буквы «Ч». Учить читать слова и несложные тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить с тем, что звук «Ч» всегда мягкий. Воспитывать интерес к чтению.

Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 33) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв.

Публикация «Модель занятия по обучению грамоте „Звук [Ч] и буква „Ч“» размещена в разделах

Методы и приемы: Рассматривание, вопросы к детям, объяснение, показ, самостоятельная работа детей,дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. Итог.

Предварительная работа: Разучивание скороговорки, пословицы; работа по разрезным азбукам, чтение слогов с договариванием до целого слова; чтение предложений из двух – трех слов, дидактическая игра «Загадки - складки», «Кто это, что это?», «Найди нужное слово»,отгадывание загадок.

Ход

Организационный момент:

- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся,

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО, ребята!

– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!

- Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?

- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

-Рома, произнеси гласные звуки.

-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)

- Кирилл, назови согласные звуки.

-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)

-Что мы знаем о согласных звуках (Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)

- Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)

- Пришла ещё одна буква Ч, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Ч и поможем ей найти своё место в домике.

Артикуляция и характеристика звука Ч.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем,

- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

- зубы не смыкаются.

- где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

- поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

- Так какой же звук Ч? (согласный). Почему?

- Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

- Запомните звук Ч всегда мягкий, поэтому он всегда живет в зеленом домике.

- Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Показать детям букву «Ч» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.

Клоун в цирке сел на стул.

Видим - на его плече

Вдруг его перевернул.

Стул стоит как буква «Ч».

Работа с раздаточным материалом

- Ребята, найдите букву Ч среди других букв в своих кассах.

- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Ч). Дети пишут букву Ч указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.

Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»

Тик-так,тик-так…

Все часы идут вот так-

Тик-так,тик-так.

(Наклоны головы к правому и к левому плечу)

Смотри, скорей, который час

Тик-так,тик-так, тик-так.

(Раскачиваются в такт маятника)

Налево-раз, направо-раз,

Мы тоже можем так.

(Ноги вместе, руки на поясе. Голову к правому плечу, потом к левому)

Тик-так,тик-так, тик-так

Выставляю лист 25.

- Прочитайте стихотворение Е. Измайлова (ЛИСТ 33).

Черной ночью черный кот

В дымоходе - чернота,

Прыгнул в черный дымоход.

Отыщи-ка там кота.

Назовите слова из текста стихотворения с буквой «Ч». (Черной, ночью, чернота.)

Чтение слов. Фонематический разбор

- Что изображено на картинке (Ключ)

- Разложите в квадраты условные обозначения.

- Какой первый звук в слове ключ?

- Какую фишку положили? Почему? И т.  д.

К-согл,глухой,твердый

Л-согл. звонкий,мягкий

Ю-гласный

Ч-согл, мягкий,глухой

Выставляю следующую картинку.

- Какой первый звук в слове черепаха?

- Какую фишку положили? Почему? И т.  д.

Ч- согл, мягкий,глухой

Е- гласный

Р-согл. звонкий,мягкий

Е-гласный

П-согл,глухой,твердый

А- гласный

Х--согл,глухой,твердый

А- гласный

Итог:

- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?

- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук (Ч).

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква [л]» Цель: Познакомить с буквой Л. Задачи: -Знакомство с буквой «Л» ; -Закреплять звуки «Л» «ЛЬ», условным обозначением. -Выделять заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч»
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 09:29
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рогожина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД