Елена Рогожина
Модель занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Познакомить с мягким согласным звуком «Ч». Познакомить с печатным написанием буквы «Ч». Учить читать слова и несложные тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить с тем, что звук «Ч» всегда мягкий. Воспитывать интерес к чтению.
Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 33) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв.
Публикация «Модель занятия по обучению грамоте „Звук [Ч] и буква „Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Методы и приемы: Рассматривание, вопросы к детям, объяснение, показ, самостоятельная работа детей,дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. Итог.
Предварительная работа: Разучивание скороговорки, пословицы; работа по разрезным азбукам, чтение слогов с договариванием до целого слова; чтение предложений из двух – трех слов, дидактическая игра «Загадки - складки», «Кто это, что это?», «Найди нужное слово»,отгадывание загадок.
Ход
Организационный момент:
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
- Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?
- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
-Рома, произнеси гласные звуки.
-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
- Кирилл, назови согласные звуки.
-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
-Что мы знаем о согласных звуках (Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)
- Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)
- Пришла ещё одна буква Ч, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Ч и поможем ей найти своё место в домике.
Артикуляция и характеристика звука Ч.
А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем,
- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)
- зубы не смыкаются.
- где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)
- поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)
Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)
- Так какой же звук Ч? (согласный). Почему?
- Звук Ч звонкий или глухой? Почему?
- Запомните звук Ч всегда мягкий, поэтому он всегда живет в зеленом домике.
- Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].
Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Показать детям букву «Ч» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Клоун в цирке сел на стул.
Видим - на его плече
Вдруг его перевернул.
Стул стоит как буква «Ч».
Работа с раздаточным материалом
- Ребята, найдите букву Ч среди других букв в своих кассах.
- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Ч). Дети пишут букву Ч указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.
Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»
Тик-так,тик-так…
Все часы идут вот так-
Тик-так,тик-так.
(Наклоны головы к правому и к левому плечу)
Смотри, скорей, который час
Тик-так,тик-так, тик-так.
(Раскачиваются в такт маятника)
Налево-раз, направо-раз,
Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе. Голову к правому плечу, потом к левому)
Тик-так,тик-так, тик-так
Выставляю лист 25.
- Прочитайте стихотворение Е. Измайлова (ЛИСТ 33).
Черной ночью черный кот
В дымоходе - чернота,
Прыгнул в черный дымоход.
Отыщи-ка там кота.
Назовите слова из текста стихотворения с буквой «Ч». (Черной, ночью, чернота.)
Чтение слов. Фонематический разбор
- Что изображено на картинке (Ключ)
- Разложите в квадраты условные обозначения.
- Какой первый звук в слове ключ?
- Какую фишку положили? Почему? И т. д.
К-согл,глухой,твердый
Л-согл. звонкий,мягкий
Ю-гласный
Ч-согл, мягкий,глухой
Выставляю следующую картинку.
- Какой первый звук в слове черепаха?
- Какую фишку положили? Почему? И т. д.
Ч- согл, мягкий,глухой
Е- гласный
Р-согл. звонкий,мягкий
Е-гласный
П-согл,глухой,твердый
А- гласный
Х--согл,глухой,твердый
А- гласный
Итог:
- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук (Ч).