Светлана Трескина
Модель занятия по речевому развитию «Гласный звук Я, буква Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Модель занятия. Гласный звук Я, буква Я. ( Область: речевое развитие)
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с звуком [я] и буквой Я, я.
Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки.
Учить преобразовывать слово мал в слово мял. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Публикация «Модель занятия по речевому развитию „Гласный звук Я, буква Я“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать аккуратность при работе в тетради, любовь и интерес к чтению, родному языку.
Словарная работа: мал.
Материал: Разрезная азбука большого формата, предметные картинки, тетрадь солнечные ступеньки, карандаши.
Методы и приё мы: Художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, самостоятельная работа детей в тетрадях, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям, итог.
Предварительная работа: Работа по разрезным азбукам, чтение слогов с договариванием до целого слова, чтение предложений из двух – трех слов, дидактическая игра «Меняем имена», «Составим отгадкувмете»,чтение сказки Л. Н. Толстого «Лягушка и мышь», отгадывание загадок.
Ход занятия:
1. Звуковой анализ слова МАЛ.
— Сколько звуков в слове МАЛ?
— Как слышится первый звук?
— Какой гласный звук в этом слове?
— Составьте слово МАЛ из букв разрезной азбуки.
а) Преобразовать слово МАЛ в слово МЯЛ.
— Теперь попробуем переделать слово МАЛ в слово МЯЛ.
— Как слышится первый звук в слове МЯЛ?
— Можно ли оставить букву А после первой согласной (Нет, тогда получилось бы опять слово МАЛ: вместо А надо поставить Я.)
б) Сопоставление слов
МАЛ — МЯЛ МАТЬ — МЯТЬ ВАЗЫ — ВЯЗЫ
• Слова обязательно осмысливаются.
Составляются небольшие предложения с этими словами.
— Как читается первая буква в каждой паре слов (В первом твердо, во втором мягко.)
— Когда согласная читается твердо? (Перед буквой А.)
— Когда она читается мягко? (Перед буквой Я.)
2. Чтение и сопоставление слогов по звучанию согласной. (Работа с магнитной азбукой.)
Ла ра да за са ба
Ля ря дя зя ся бя
(Договаривание до целого слова. Например: ЛАпа, ЛЯгушка, РАд, РЯд, ДАша, ФеДЯ и т. д.)
3. Чтение сказки Л. Н. Толстого «Лягушка и мышь».
Цель. Дать детям отдохнуть перед следующим заданием, а также учить выделять заданный звук в словах.
Лягушка и мышь.
Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и схватил их обеих.
— Какие слова со звуком Я вы запомнили? Приведите при
меры слов со звуком Я.
Дети произносят слова с заданным звуком в трех позициях :
— в начале слова: Ягода, Яблоко, Якорь, Ястреб, Ягненок,Язык;
— в середине: одеЯло, маЯк;
— в конце: свиньЯ, листьЯ, змеЯ.
— Докажите, что Я — гласный звук. (Ответы детей).
4. Анализ буквы Я.
Буква Я шагает гордо.
Д стоит, и очень твердо!
От буквы А до буквы Я
Идет и азбука моя.
— Как вы думаете, что обозначает такое выражение: «Вы
учить от А до Я (Воспитатель объясняет смысл выражения).
5. Чтение слоговой таблицы, составленной из букв большого формата.
— Какое слово лишнее?
Игра со словом КОЛОБОК
(КОЛ, ЛОБ, БОК, ОКО)
(Объяснить значение слова око).
6. Чтение стихотворения с целью закрепления звука Я.
Яков — терпеливый маленький садовник,
Яблони и груши вырастил в саду,
Ягоду малину, ягоду крыжовник.
Я на днях учиться к Якову пойду.
(Интонационно звук Я при чтении выделяется. Детям предлагается запомнить слова с этим звуком.)
Физкультминутка
Мы читали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали — раз, два, три.
Ножками потопали — раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Соответствующие движения.
7. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв и слогов составить отгадки на загадки:
Тебе дано, а люди пользуются.
(Имя)
Чем больше из меня берут, Тем больше становлюсь.
(Яма)
Отбавишь — больше будет, Прибавишь — меньше станет.
(Яма)
Всегда во рту, а не проглотишь.
(Язык)
32 молотят, один поворачивает.
(Зубы» язык)
Всегда он в работе, Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы молчим.
(Язык)
Если б не было его, Не сказал бы ничего.
(Язык)
На море, в реках и озерах Я плаваю проворно, скоро. Среди военных кораблей, Известна легкостью своей.
(Яхта)
8. Самостоятельное задание в игровой форме «Меняем имена». Каждый ребенок самостоятельно составляет из букв «данное»ему имя. Примеры имен: ПОЛЯ, ТОЛЯ, ОЛЯ, ЗОЯ, ВАНЯ, ЖЕНЯ, СЕНЯ, ВАЛЯ, КАТЯ, СОНЯ, КОЛЯ, ЯША, НАДЯ.
9. Итоги занятия.