Зубрицкая Светлана
Модель взаимодействия учителя дефектолога и музыкального руководителя в ДОУ с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» дошкольные группы
Модель взаимодействия учителя дефектолога и музыкального руководителя в ДОУ
с детьми ОВЗ.
Учитель дефектолог : Петрушина Н. А.
Муз. руководитель : Зубрицкая С. Г.
20.02.2020
г. Усть-Илимск
Актуальность.
Публикация «Модель взаимодействия учителя дефектолога и музыкального руководителя в ДОУ с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной социализации и самореализации в различных видах деятельности.
Модель взаимодействия составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно. Данный модель дает надежду вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, опираясь на сильные стороны ребенка, но и определяет процесс интеграции его в общество здоровых детей.
Разработка данной модели, определяет настоящие и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала ребенка с ОВЗ.
Цель: поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Задачи:
1. выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне психолого-педагогического консилиума);
2. комплексное психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса ребенка с ОВЗ;
3. составление индивидуального маршрута сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, социально-педагогической, психологической, коррекционной);
4. психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, создание условий для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности;
5. формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание ребенка, формирование системы семейных ценностей;
6. оценка эффективности обучения и воспитания, сопровождения ребенка с ОВЗ по маршруту, рекомендованному ПМПк.
Модель взаимодействия включает диагностику обследования психо-речевого развития ребёнка. Следовательно были разработаны задачи и направления коррекционно развивающего процесса работы с детьми с ОВЗ.
1. 1. Развитие музыкальных, творческих способностей.
2. 2. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
3. Развитие устной речи через театрализованную деятельность на занятиях.
4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.
5. Развитие слухового внимания и памяти.
6. Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции.
7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
8. Развитие речи как средства коммуникации.
9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
Учителя - дефектолога :
1. Развитие психических функций.
2. Ознакомление с окружающим миром.
3. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений.
4. Сенсорное развитие.
5. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.
6. Развитие импрессивной речи.
7. Развитие экспрессивной речи.
Вывели общие задачи и направления:
1. Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне психолого-педагогического консилиума);
2. Комплексное психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса ребенка с ОВЗ;
3. Составление индивидуального маршрута сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, социально-педагогической, психологической, коррекционной);
4. Психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, создание условий для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности;
5. Формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание ребенка, формирование системы семейных ценностей;
6. Оценка эффективности обучения и воспитания, сопровождения ребенка с ОВЗ по маршруту, рекомендованному ПМПк.
Условием воспитания и обучения детей с ОВЗ является:
1. Создание нормативно-правового и программно- методического обеспечения.
2. Создание предметно-развивающей среды.
3. Создание психолого-педагогического сопровождения.
3. Взаимодействие детского сада и семьи.
В нашем ДОУ контенгентом детей с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития в возрасте 5 до 7 лет. их особенностями является:
Непроизвольность движений, боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми, речевые нарушения или отсутствие речи, замкнутость, не активность детей, неустойчивые внимание и память у дошкольников, своеобразность мышления.
У ребенка наблюдается высокая двигательная активность. Поведение не всегда соответствует общепринятым правилам. В учебной деятельности испытывают трудности в понимании инструкции, нуждаются в неоднократном предъявлении и разъяснении. Внимание крайне неустойчивое, работоспособность низкая. Легко отвлекаются на любые внешние раздражители. В результате деятельности заинтересованы слабо. Быстро утомляются при увеличении умственных нагрузок.
Таким образом мы определили способы решения проблемы:
1. Занятия по логоритмике, координации движений.
2. Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.
3. Упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.
4. Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.
5. Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.
6. Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.
7. Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке,
8. движениях, речи, в игре на ДМИ.
9. Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.
10. Подгрупповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.
11. Взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ.
Особенность взаимодействия работы с детьми с ЗПР заключается в единых требованиях и подходах специалистов к корекционно-развивающих процессов.
1. 1. Стимуляция элементарной активности, а не способ освоения танцевальных движений.
2. Знакомство с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями. Расширять представления о ближайшем окружении.
3. Развитие элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний, а не совершенствование произношения.
4. Воспитание интереса к звуковой стороне речи.
5. Формирование словаря и развитие связной речи.
6. Поиск новых способов побудить ребенка к танцевальному творчеству, а не оттачивание танцевальных движений.
Наш подход во взаимодействии соблюдает основные принципы занятий для детей с ЗПР:
1. Ребёнок и педагог – равные партнёры.
2. Игровое общение.
3. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий.
4. Индивидуальность ребё нка: ребёнок как личность, ребёнок с личным опытом.
5. Моменты ритуализации (повторяющаяся структура занятия).
6. Чередование разных видов деятельности.
7. Использование игровых, наглядно-слуховых, наглядно-зрительных приёмов.
В своей работе мы используем единые технологии.
1. Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка;
2. Психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;
3. Логоритмические занятия – система музыкально- двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных общим сюжетом и игровой формой.
4. Музыкально-дидактические игры.
5. Использование ИКТ
6. Мнемотехника.
Правильно подобранная музыка может оказывать терапевтическое воздействие на ребенка.
1. Снимает неврозы и раздражительность - «Лунная соната» Бетховена, «Итальянский концерт» Баха, музыка Генделя.
2. Успокаивает, уменьшает чувство тревоги, нерешительности – вальсы Штрауса, «Колыбельная» Брамса.
3. Способствует росту умственных способностей – муз. Моцарта.
4. Нормализует работу мозга прослушивание сюиты «Пер Гюнта».
5. Стимулирует интеллектуальную деятельность – музыка Бетховена, Штрауса.
6. Поднимает жизненный тонус, наполняет жизненной силой, творческой энергией, вдохновляет – Шестая симфония, часть 3 - Чайковского, Прелюдия 1 – Шопена.
7. Из эстрадной музыки - музыка Демиса Руссоса, Хулио Иглессиаса, песня А. Пахмутовой – «Беловежская пуща», оркестр Поля Мориа.
Считается, что музыка делится на активные формы и пассивные музыкотерапии :
К активным формам относятся:
1. Вокалотерапия;
2. Ритмотерапия;
3. Сказкотерапия;
4. Кинезитерапия;
5. Инструментальная музыкальная терапия.
К пассивным формам относятся:
1. Коммуникативная музыкотерапия;
2. Регулирующая музыкотерапия;
3. Колоколотерапия;
4. Орнитотерапия.
В своих занятиях мы используем элементы «кинезитерапии» - лечение движением:
1. Психогимнастика – комплекс упражнений, игр, этюдов.
2. Сюжетно-игровая – вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация.
3. Интегративная: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Модель нашего взаимодействия направлена на положительные результаты в развитии детей. Во время групповых утренников, развлечений мероприятий заметно улучшилось речь, восприятие, мышление и двигательная активность наших детей.