Головцина Нина
Модель развивающей предметной среды для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Золушка»
Модель развивающей предметной среды для детей раннего возраста
Воспитатель: Головцина Нина Владимировна
Развивающая - это система, которая обеспечивает полное развитие деятельности и личности ребенка. Она включает в себя единство социальных, предметных и природных средств для обеспечения разнообразия деятельности ребенка и включает в себя ряд основных компонентов, необходимых для полного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Это природные среды и объекты, игровые центры, тематическая и игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, студия дизайна, музыкальная и театральная среда, предметно-развивающая среда.
Публикация «Модель развивающей предметной среды для детей раннего возраста» размещена в разделах
Центр ПДД
В центре безопасности дорожного движения каждой группы должно быть всё необходимое для усвоения детьми правил дорожного движения:
• макет района, где расположен детский сад с проезжей частью;
• макет светофора;
• атрибуты для игр: жезл, свисток, руль, костюмы сотрудника ДПС;
• дорожные знаки, машинки разного размера (грузовые, легковые, автобусы, троллейбусы;
• дидактические игры (домино «Дорожные знаки», домино «Транспорт», лото «Дорожные знаки», лото "Транспорт");
• разные виды конструкторов;
• детская литература по ПДД (рассказы, сказки, стихи, загадки);
• для непосредственно-образовательной деятельности должны быть сюжетные картинки по ПДД;
• картотека наблюдений и бесед по ПДД;
• картотека подвижных игр по ПДД;
• картотека дидактических игр по ПДД;
• для самостоятельной деятельности раскраски по правилам дорожного движения;
• памятки, брошюры, папки-передвижки с информацией по ПДД.
Центр пожарной безопасности
Центр пожарной безопасности должен содержать:
• макет пожарного щита, к которому прикреплены все пожарные инструменты;
• плакаты по пожарной безопасности;
• картинки с изображением различных ситуаций, связанных с пожарной безопасностью;
• литература по пожарной безопасности (стихи, загадки, пословицы и поговорки);
• памятки по пожарной безопасности;
• раскраски;
• памятки по пожарной безопасности;
• человечки-пожарные в форме, пожарная машина;
• для игр: костюм пожарного, инструменты пожарного.
Центр конструктивной деятельности
Центр конструктивной деятельности должен содержать:
• крупный конструктор и кубики;
• деревянный конструктор;
• крышки (предложить сравнить по цвету, чередовать);
• счётные палочки.
Центр опытно-экспериментальной деятельности
Центр опытно-экспериментальной деятельности должен содержать:
• природный материал (камушки, бусины, глина, песок, ракушки, перья, жёлуди, каштаны, шишки, спилы и листья деревьев, семена и т. д.);
• кинетический песок, формочки, лопаточки;
• материалы (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
• медицинский материал (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки);
• приборы (увеличительное стекло, весы, песочные часы, компас, магнит, сосуды);
• другие материалы (зеркало, мука, соль, сахар, сито, линейки, сантиметровые ленты и т. д.);
• дополнительное оборудование (халаты, фартуки, полотенца, контейнеры).
Центр сенсорного развития
Центр сенсорного развития должен содержать :
• шнуровки, застёжки, прищепки, пуговицы, бусы, лабиринты, счёты, конструкторы из мелких деталей, логические игры, юла, плетение из резинок браслетов;
• предметы с различной фактурой – гладкие, шершавые, меховые, колючие мячики, а также вязаные игрушки;
• игры с прищепками пуговицами, фишками разных геометрических форм и цветов, счёты с цветными бусами, пирамиды;
• музыкальные инструменты и игрушки с различными наполнителями;
• удочка и магнитные рыбки;
• логические игры – танграм, солитёр, домино, шашки, нарды.
Книжный уголок
Книжный уголок должен содержать:
• книги, которые соответствуют возрасту детей;
• сборники считалок, скороговорок, пословиц и поговорок, загадок;
• детские журналы;
• портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.
• картинки, рисунки любимых героев;
• диски с детскими сказками;
• наборы сюжетных картинок;
• настольные, речевые игры.
• раскраски.
Уголок дежурств
Уголок дежурств содержит:
• график дежурств;
• фартуки и колпаки для дежурных;
• совочки и щётки;
• салфетки с салфетницами;
• план дежурства в картинках;
• схема сервировки стола.
Центр сюжетно-ролевых игр
Центр сюжетно-ролевых игр должен содержать игры и атрибуты к ним:
• «Магазин»
• «Аптека»
• «Зоопарк»
• «Детский сад»
• «Парикмахерская»
• «Семья»
• «Кафе»
• «На дороге»
Центр художественного творчества
Центр художественного творчества должен содержать:
• гуашь и акварельные краски;
• альбомы для рисования;
• кисти;
• непроливайки;
• цветные карандаши;
• пластилин, подставки, стеки;
• глина, соленое тесто;
• цветной мел;
• фломастеры;
• сухие и влажные салфетки;
• трафареты, обводки;
• цветная и белая бумага, картон, самоклейка, наклейки, ткани, нитки;
• ножницы;
• клей;
• мольберт;
• природный материал;
• уборочный инвентарь, фартуки;
• раскраски;
• репродукции картин, скульптуры;
• схемы последовательного рисования предмета.
• дидактические игры.
Центр музыкальной деятельности
В музыкальном уголке должно быть:
• для сюжетно-ролевых игр (музыкальные игрушки, куклы - неваляшки, музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки)
• портреты композиторов;
• книжки-малютки «Мы поем»,
• картинки к песням;
• иллюстрации по теме «Времена года»;
• иллюстрации музыкальных инструментов;
• картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах;
• платочки для танцев.
Центр физического развития
Центр физического развития должен содержать :
• спортивный инвентарь;
• атрибуты для игр;
• картотека подвижных игр;
• картотека малоподвижных игр;
• картотека физкультминуток;
• картотека утренних гимнастик;
• картотека считалок;
• картинки по зимним и летним видам спорта.
Центр театрального мастерства
Центр театрального мастерства должен содержать:
• оборудование: ширма, декорации;
• пальчиковые и наручные куклы;
• костюмы, маски, парики, атрибуты для сказок.
Центр природы
• осенние букеты и, поделки из природного материала;
• контейнеры с посадками зелёного лука и веточки деревьев;
• ящики с рассадой для огорода детского сада;
• муляжи овощей и фруктов;
• наборы картинок животных, птиц, насекомых;
• альбомы «Времена года», «Животные и птицы родного края», «Ядовитые растения и грибы»;
• дидактические игры.