Приложение МААМ

Модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации

Кольцовская Ирина, к.п.н.
Модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации
▼ Скачать + Заказать документы

Модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, принципы, специфическое содержание, условия, методы, приемы.

Цель: развить способность к вокальной импровизации у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

Публикация «Модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации» размещена в разделах

вызвать интерес к вокально-импровизационной деятельности, воспитывать потребность к вокально-импровизационному творчеству;

содействовать развитию способности к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности;

развить структурные компоненты способности к вокальной импровизации.

В основу разработанной методической модели развития способности к вокальной импровизации положены следующие принципы:

а) художественного единства, предполагающего взаимосвязь музыкального развития (совокупность знаний, умений, навыков) дошкольников и развития творческой способности к вокальной импровизации на первоначальной ступени музыкального воспитания;

б) деятельностного подхода, предполагающего открытие перед ребенком всего спектра возможностей творческо-импровизационной деятельности, и создание у него установки на свободный выбор той или иной возможности;

в) последовательности, подразумевающего логичное усложнение типов, этапов вокальной импровизации и задач музыкального образования;

г) учета индивидуально-психологических (способности к музыкальному творчеству) и педагогических (музыкальности) способностей каждого ребенка;

д) импровизационности, рассматривающий в процессе музыкально-театрализованной деятельности особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению;

е) партнерства, подразумевающий целостность отношений: ребенок –воспитатель музыкальный руководитель.

Содержание методической модели составляют : типы вокальной импровизации, развивающие компоненты способности к вокальной импровизации, этапы ее усложнения, виды вокальной импровизации, сюжеты детских музыкальных спектаклей.

Вокальная импровизация старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности представлена следующими типами:

а) речевая импровизация дифференцированное использование средств музыкальной выразительности в речи;

б) звукоподражание элементарное воспроизведение: звуков окружающего мира (абиотические, биотические, антропогенные этюды, конкретного образа (ситуативные этюды, образа в развитии (действенные этюды);

в) музыкально-подголосочная импровизация придумывание подголосков или восклицаний (междометия «ах», «ой» или «да») к знакомой мелодии; количество подголосков дети импровизируют самостоятельно;

г) вопросно-ответная импровизация экспромт окончания мелодии (фрагмент, начатой взрослым в форме диалога, состоящего из двух строчек: вопрос – ответ;

д) вокально-ролевая импровизация импровизация мелодии на заданный текст, соответствующей показателям развития шестой или седьмой ступеням детской певческой деятельности.

Способность к вокальной импровизации является одной из музыкально-творческих способностей, которая позволяет спонтанно создавать продукт вокально-импровизационной деятельности, т. е. мелодию или отдельные ее составляющие. В зависимости от условий педагогической организации вокально-импровизационной деятельности, готовности ребенка к самостоятельным действиям и уровня его успешности в данной деятельности вокальная импровизация может быть :

принудительной (приходится изменять мелодию);

преднамеренной (осознается необходимость, обязательность импровизирования);

подготовленной (используются заранее продуманные мелодические варианты);

неподготовленной импровизацией (экспромт).

Структуру способности к вокальной импровизации составляют три развиваемые компонента :

1) эмоционально-образный: эмпатия (эмоциональный отклик на воображаемую ситуацию, самоконтроль (управление внутренними импульсами, воображение (Я-образ, непосредственность (спонтанность реакций и действия, пластичность (психофизическое качество);

2) интонационно-музыкальный: оригинальность (мелодии, фрагмента мелодии, мотива, подголоска); музыкальность; простейшая нюансировка; первичная структура песни (построение коротких музыкальных фраз, предложений, их логическая завершенность).

3) индивидуально-психологический: творческое мышление ребенка-импровизатора; готовность к вокально-импровизационной деятельности; оригинальность (легкость, вариативность и свобода ориентировки в новых вокальных импровизациях).

Дидактическая основа данной модели, разработана в соответствии с психологическими возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста (дети в возрасте 5-7 лет, требующая постепенного усложнения, как развивающих задач, так и игровых действий и приемов, которая предусматривается в соответствии с этапами ее развития : речевая импровизация, звукоподражание, музыкально-подголосочная импровизация, вопросно-ответная импровизация, вокально-ролевая импровизация, свободное использование разнообразия типов вокальной импровизации, логика которых предусматривает:

1) постепенное усложнение типов вокальной импровизации : речевой импровизации, звукоподражания, музыкально-подголосочной импровизации, вопросно-ответной импровизации, вокально-ролевой импровизации в зависимости от появления в них мелодии (будущая мелодия – возникновение звука, звука в развитии появление восклицаний и подголосков на осознанной высоте заданной тональности, возникновение мотива путем растягивание одного слога (наиболее устойчивой длительности напева) на два или более – фрагмент мелодии – мелодия);

2) постепенное усложнение творческих заданий внутри каждого этапа вокальной импровизации в зависимости от возрастной группы дошкольников;

3) постепенное усложнение уровня освоения вокальной импровизации в зависимости от ее развития : начиная с речевой импровизации и заканчивая свободным использованием разнообразия типов вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности;

4) постепенное усложнение задач музыкального образования и репертуара детских музыкальных спектаклей в зависимости от возрастной группы дошкольников, в том числе совершенствование в вокальных импровизациях : правильности звукообразования, красоты звуковедения (протяжности напевного пения, легкость отрывистого, точности, внятности, ясности певческой дикции, правильности дыхания, точности интонирования мелодии и ритмического рисунка, пения в знакомых видах певческой техники.

Свободное использование разнообразия типов вокальной импровизации реализуется ребенком в детском музыкальном спектакле, в котором он импровизирует партии разных героев своим голосом. Детский музыкальный спектакль является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий для самого ребенка, приобщает его к нравственным и духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Кроме этого, участие ребенка в детском музыкальном спектакле позволяет решать многие его личные проблемы опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает ему преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, в процессе музыкально-театрализованной вокально-импровизационной деятельности, происходит всестороннее развитие творческой личности ребенка.

Используя весь богатейший арсенал выразительно-изобразительных средств, накопленный в процессе освоения музыкальной дошкольно-образовательной программы, дети получат при этом также игровое наслаждение, что позволит глубоко закрепить знания, умения и навыки. В каждом из музыкальных средств (как внемузыкальных, так и внутримузыкальных) заложены предпосылки использования их выразительности для развития детского песенного творчества.

Особая роль в детском музыкальном спектакле отводится музыкальному сопровождению, без которого действие будет менее зрелищным и эмоциональным. Специально подобранная музыка придает особую выразительность и эмоциональность действиям детей.

Основные преимущества выбора данной формы организации деятельности дошкольников заключаются в том, что в музыкальном спектакле: задействованы дети всей группы, независимо от их творческих способностей; отсутствует предварительная подготовка ребенка на определенную роль; существует свобода выбора понравившегося героя; проявляется активность, инициативность, самостоятельность ребенка.

Основными ступенями подготовки детского музыкального спектакля с внедрением вокальной импровизации являются :

I ступень:

- стартовое педагогическое обследование достижений детей в вокальной импровизации;

- последовательное знакомство и освоение детьми пяти типов вокальной импровизации в соответствии : с этапами ее развития; уровнями ее освоения; задачами музыкального образования; возрастом детей; репертуаром детских музыкальных спектаклей, включающим классическую, народную и современную музыку известных композиторов (И. Баха, Ж. Буржоа, О. Девочкиной, С. Майкапара, М. Мусоргского, А. Петрова, А. Пономаревой, Е. Соколовой, П. Чайковского, Ф. Шопена и др., сопровождающую лейтмотивы главных героев, исполнительскую деятельность детей;

II ступень:

- знакомство дошкольников с сюжетом детского музыкального спектакля, лейтмотивами героев сказки; номерами детской исполнительской деятельности (слушание музыки, песни, танцы, хороводы, игра на детских музыкальных инструментах);

III ступень:

- постановка детского музыкального спектакля с использованием всех типов вокальной импровизации, предусмотренных сюжетом, итоговое педагогическое обследование достижений детей в вокальной импровизации.

Разработанная методическая модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности предусматривает адекватные специфике способности методы ее освоения, такие как традиционный, метод досочинения песни, и метод вариативности. Основными приемами развития вокальной импровизации являются использование атрибутов и качественной музыкально-образовательной среды для активизации самостоятельных музыкально-творческих поисков детей.

Данная модель предусматривает условия реализации:

1. общепедагогические, основу которых составляет музыкально-театрализованная деятельность, в частности детский музыкальный спектакль;

2. индивидуально-психологические, предусматривающие наличие готовности к самостоятельным действиям импровизирования, которая определяется методом наблюдения, и классифицируется по уровням: простейшая, вариативная и полная самостоятельность; музыкальность ребенка.

Разработанная модель предусматривает наличие дидактических условий, включающих:

а) преемственность, предусматривающая усложнение типов, этапов развития вокальных импровизаций, задач музыкального образования, уровня освоения вокальной импровизации.

б) музыкально-образовательную среду, объединяющую единым содержательным полем все формы организации и самоорганизации детской вокально-импровизационной деятельности.

в) мониторинг, определяющий уровень достижений детей в вокальной импровизации по критериям : оригинальность (точный повтор, вариативный повтор, самостоятельная оригинальная импровизация); психологическая готовность к вокально-импровизационной деятельности ( скорость вхождения в образ: медленная, средняя, быстрая); использование исполнительских средств музыкальной выразительности (1 средство, несколько средств, гамма средств).

г) коррекция вокально-импровизационной деятельности (разработка индивидуальных маршрутов, строящаяся на основе корректной взаимопомощи ребенку.

Показателем эффективности разработанной методической модели является результат : старшие дошкольники, способные импровизировать мелодию или отдельные ее составляющие в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребёнка. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников.

Модель развития музыкальных способностей дошкольников посредством использования инновационных педагогических технологий (Слайд 1.) Новая образовательная политика, приоритетом которой является повышение качества образования, привела к пониманию того, что необходимы.

Модель Рппс для старших дошкольников в соответствии с ФГОС Предметно – развивающая среда предполагает специально созданные благоприятные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком.

Особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников Особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников Особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников «Истоки способностей.

Особенности развития свойств внимания посредством игр у старших дошкольников. Цель: Изучить особенности влияния игровой деятельности на развитие свойств внимания. Задачи: 1) Охарактеризовать продуктивность и устойчивость.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Достаточно хорошо изучены.

Упражнения для развития речи старших дошкольников «Народная культура» Игровое упражнение «Кто? Что?» Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации
Опубликовано: 11 октября 2017 в 22:35
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации» (включая файлы) размещена пользователем Кольцовская Ирина, к.п.н. (УИ 240392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД