Кольцовская Ирина, к.п.н.
Модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации
▼ Скачать + Заказать документы
Модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, принципы, специфическое содержание, условия, методы, приемы.
Цель: развить способность к вокальной импровизации у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
Публикация «Модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации» размещена в разделах
вызвать интерес к вокально-импровизационной деятельности, воспитывать потребность к вокально-импровизационному творчеству;
содействовать развитию способности к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности;
развить структурные компоненты способности к вокальной импровизации.
В основу разработанной методической модели развития способности к вокальной импровизации положены следующие принципы:
а) художественного единства, предполагающего взаимосвязь музыкального развития (совокупность знаний, умений, навыков) дошкольников и развития творческой способности к вокальной импровизации на первоначальной ступени музыкального воспитания;
б) деятельностного подхода, предполагающего открытие перед ребенком всего спектра возможностей творческо-импровизационной деятельности, и создание у него установки на свободный выбор той или иной возможности;
в) последовательности, подразумевающего логичное усложнение типов, этапов вокальной импровизации и задач музыкального образования;
г) учета индивидуально-психологических (способности к музыкальному творчеству) и педагогических (музыкальности) способностей каждого ребенка;
д) импровизационности, рассматривающий в процессе музыкально-театрализованной деятельности особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению;
е) партнерства, подразумевающий целостность отношений: ребенок –воспитатель музыкальный руководитель.
Содержание методической модели составляют : типы вокальной импровизации, развивающие компоненты способности к вокальной импровизации, этапы ее усложнения, виды вокальной импровизации, сюжеты детских музыкальных спектаклей.
Вокальная импровизация старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности представлена следующими типами:
а) речевая импровизация дифференцированное использование средств музыкальной выразительности в речи;
б) звукоподражание элементарное воспроизведение: звуков окружающего мира (абиотические, биотические, антропогенные этюды, конкретного образа (ситуативные этюды, образа в развитии (действенные этюды);
в) музыкально-подголосочная импровизация придумывание подголосков или восклицаний (междометия «ах», «ой» или «да») к знакомой мелодии; количество подголосков дети импровизируют самостоятельно;
г) вопросно-ответная импровизация экспромт окончания мелодии (фрагмент, начатой взрослым в форме диалога, состоящего из двух строчек: вопрос – ответ;
д) вокально-ролевая импровизация импровизация мелодии на заданный текст, соответствующей показателям развития шестой или седьмой ступеням детской певческой деятельности.
Способность к вокальной импровизации является одной из музыкально-творческих способностей, которая позволяет спонтанно создавать продукт вокально-импровизационной деятельности, т. е. мелодию или отдельные ее составляющие. В зависимости от условий педагогической организации вокально-импровизационной деятельности, готовности ребенка к самостоятельным действиям и уровня его успешности в данной деятельности вокальная импровизация может быть :
принудительной (приходится изменять мелодию);
преднамеренной (осознается необходимость, обязательность импровизирования);
подготовленной (используются заранее продуманные мелодические варианты);
неподготовленной импровизацией (экспромт).
Структуру способности к вокальной импровизации составляют три развиваемые компонента :
1) эмоционально-образный: эмпатия (эмоциональный отклик на воображаемую ситуацию, самоконтроль (управление внутренними импульсами, воображение (Я-образ, непосредственность (спонтанность реакций и действия, пластичность (психофизическое качество);
2) интонационно-музыкальный: оригинальность (мелодии, фрагмента мелодии, мотива, подголоска); музыкальность; простейшая нюансировка; первичная структура песни (построение коротких музыкальных фраз, предложений, их логическая завершенность).
3) индивидуально-психологический: творческое мышление ребенка-импровизатора; готовность к вокально-импровизационной деятельности; оригинальность (легкость, вариативность и свобода ориентировки в новых вокальных импровизациях).
Дидактическая основа данной модели, разработана в соответствии с психологическими возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста (дети в возрасте 5-7 лет, требующая постепенного усложнения, как развивающих задач, так и игровых действий и приемов, которая предусматривается в соответствии с этапами ее развития : речевая импровизация, звукоподражание, музыкально-подголосочная импровизация, вопросно-ответная импровизация, вокально-ролевая импровизация, свободное использование разнообразия типов вокальной импровизации, логика которых предусматривает:
1) постепенное усложнение типов вокальной импровизации : речевой импровизации, звукоподражания, музыкально-подголосочной импровизации, вопросно-ответной импровизации, вокально-ролевой импровизации в зависимости от появления в них мелодии (будущая мелодия – возникновение звука, звука в развитии появление восклицаний и подголосков на осознанной высоте заданной тональности, возникновение мотива путем растягивание одного слога (наиболее устойчивой длительности напева) на два или более – фрагмент мелодии – мелодия);
2) постепенное усложнение творческих заданий внутри каждого этапа вокальной импровизации в зависимости от возрастной группы дошкольников;
3) постепенное усложнение уровня освоения вокальной импровизации в зависимости от ее развития : начиная с речевой импровизации и заканчивая свободным использованием разнообразия типов вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности;
4) постепенное усложнение задач музыкального образования и репертуара детских музыкальных спектаклей в зависимости от возрастной группы дошкольников, в том числе совершенствование в вокальных импровизациях : правильности звукообразования, красоты звуковедения (протяжности напевного пения, легкость отрывистого, точности, внятности, ясности певческой дикции, правильности дыхания, точности интонирования мелодии и ритмического рисунка, пения в знакомых видах певческой техники.
Свободное использование разнообразия типов вокальной импровизации реализуется ребенком в детском музыкальном спектакле, в котором он импровизирует партии разных героев своим голосом. Детский музыкальный спектакль является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий для самого ребенка, приобщает его к нравственным и духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Кроме этого, участие ребенка в детском музыкальном спектакле позволяет решать многие его личные проблемы опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает ему преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, в процессе музыкально-театрализованной вокально-импровизационной деятельности, происходит всестороннее развитие творческой личности ребенка.
Используя весь богатейший арсенал выразительно-изобразительных средств, накопленный в процессе освоения музыкальной дошкольно-образовательной программы, дети получат при этом также игровое наслаждение, что позволит глубоко закрепить знания, умения и навыки. В каждом из музыкальных средств (как внемузыкальных, так и внутримузыкальных) заложены предпосылки использования их выразительности для развития детского песенного творчества.
Особая роль в детском музыкальном спектакле отводится музыкальному сопровождению, без которого действие будет менее зрелищным и эмоциональным. Специально подобранная музыка придает особую выразительность и эмоциональность действиям детей.
Основные преимущества выбора данной формы организации деятельности дошкольников заключаются в том, что в музыкальном спектакле: задействованы дети всей группы, независимо от их творческих способностей; отсутствует предварительная подготовка ребенка на определенную роль; существует свобода выбора понравившегося героя; проявляется активность, инициативность, самостоятельность ребенка.
Основными ступенями подготовки детского музыкального спектакля с внедрением вокальной импровизации являются :
I ступень:
- стартовое педагогическое обследование достижений детей в вокальной импровизации;
- последовательное знакомство и освоение детьми пяти типов вокальной импровизации в соответствии : с этапами ее развития; уровнями ее освоения; задачами музыкального образования; возрастом детей; репертуаром детских музыкальных спектаклей, включающим классическую, народную и современную музыку известных композиторов (И. Баха, Ж. Буржоа, О. Девочкиной, С. Майкапара, М. Мусоргского, А. Петрова, А. Пономаревой, Е. Соколовой, П. Чайковского, Ф. Шопена и др., сопровождающую лейтмотивы главных героев, исполнительскую деятельность детей;
II ступень:
- знакомство дошкольников с сюжетом детского музыкального спектакля, лейтмотивами героев сказки; номерами детской исполнительской деятельности (слушание музыки, песни, танцы, хороводы, игра на детских музыкальных инструментах);
III ступень:
- постановка детского музыкального спектакля с использованием всех типов вокальной импровизации, предусмотренных сюжетом, итоговое педагогическое обследование достижений детей в вокальной импровизации.
Разработанная методическая модель развития способности старших дошкольников к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности предусматривает адекватные специфике способности методы ее освоения, такие как традиционный, метод досочинения песни, и метод вариативности. Основными приемами развития вокальной импровизации являются использование атрибутов и качественной музыкально-образовательной среды для активизации самостоятельных музыкально-творческих поисков детей.
Данная модель предусматривает условия реализации:
1. общепедагогические, основу которых составляет музыкально-театрализованная деятельность, в частности детский музыкальный спектакль;
2. индивидуально-психологические, предусматривающие наличие готовности к самостоятельным действиям импровизирования, которая определяется методом наблюдения, и классифицируется по уровням: простейшая, вариативная и полная самостоятельность; музыкальность ребенка.
Разработанная модель предусматривает наличие дидактических условий, включающих:
а) преемственность, предусматривающая усложнение типов, этапов развития вокальных импровизаций, задач музыкального образования, уровня освоения вокальной импровизации.
б) музыкально-образовательную среду, объединяющую единым содержательным полем все формы организации и самоорганизации детской вокально-импровизационной деятельности.
в) мониторинг, определяющий уровень достижений детей в вокальной импровизации по критериям : оригинальность (точный повтор, вариативный повтор, самостоятельная оригинальная импровизация); психологическая готовность к вокально-импровизационной деятельности ( скорость вхождения в образ: медленная, средняя, быстрая); использование исполнительских средств музыкальной выразительности (1 средство, несколько средств, гамма средств).
г) коррекция вокально-импровизационной деятельности (разработка индивидуальных маршрутов, строящаяся на основе корректной взаимопомощи ребенку.
Показателем эффективности разработанной методической модели является результат : старшие дошкольники, способные импровизировать мелодию или отдельные ее составляющие в процессе музыкально-театрализованной деятельности.