Елена Заяц
Модель построения коррекционно-развивающего центра «Звукарик» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №227»
комбинированного вида
Модель построения коррекционно-развивающего центра «Звукарик»
в подготовительной к школе группе №3
Выполнили: Косова Е. В. воспитатель Мченская Л. Ю. учитель-логопед
Новокузнецкий округ 2017
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Модель построения коррекционно-развивающего центра „Звукарик“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, формирование которой составляет одну из основных задач дошкольного образования.
Последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, успех которой определяется продуманной системой логопедизации учебно-воспитательного процесса, построенного на чётко скоординированной работе логопеда и воспитателей в условиях логопедической группы.
Для развития речи ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение и большую часть дня находящегося в коллективе, приобретает особую значимость логопедическое воздействие средствами коррекционноразвивающего центра.
3. ЦЕЛИ:
1. Формирование состояния готовности дошкольников, имеющих нарушения речи и процессов формирования чтения и письма, к овладению правильной речью, чтением и письмом.
2. Обеспечение коррекции имеющихся недостатков речевого развития.
3. Создание необходимых условий для коррекционного обучения детей дошкольного возраста с речевыми дефектами.
4. ЗАДАЧИ:
1. Развитие и совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Развитие правильного физиологического дыхания.
3. Развитие и совершенствование фонетической стороны речи. Закрепление в речи чистого произношения звуков.
4. Развитие и обогащение словаря детей на основе развития представлений об окружающем мире. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
5. Обучение различным способам словообразования.
6. Развитие грамматически правильной речи. Упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий в играх и упражнениях.
7. Развитие связной речи.
8. Закрепление навыков чтения и письма.
9. Развитие всех психических процессов, тесно связанных с речью: внимание, память, мышление.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Алгоритм коррекционной работы включает следующие этапы:
подготовительный, задача которого заключается в развитии предпосылок фонематических процессов;
основной, предполагающий проведение мероприятий, обеспечивающих преодоление нарушений фонематических процессов;
различительный, предполагающий развитие у детей способности дифференцировать фонемы
Задачи подготовительного этапа коррекционной работы :
- развитие слухового восприятия на примере различения неречевых и речевых звуков;
развитие фонематического слуха, определяющего становление способности различать оппозиционные звуки как изолированные, в отрыве от звуковой модели слова;
- формирование оптико-пространственной ориентировки как базы для моделирования деятельности по выполнению экстериоризованных операций в процессе производства анализа звукового состава звукосочетаний, слов;
- обучение приемам моделирования и анализа состава предметного, изобразительного, графического ряда, как условие овладения серийнопоследовательным способом обработки информации.
Задачи основного этапа:
Обучение простым формам фонематического анализа:
- выделению звука на фоне слова;
- выделению первого и последнего звука в длове.
Обучение сложным формам фонематического анализа:
- определению места звука в звукосочетаниях, слогах и словах;
- определению последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах и односложных словах;
- определению количества звуков в односложных словах.
Формирование навыка, синтеза % звуков в звукосочетания, слоги и односложные слова.
Формирование фонематических представлений.
Задачи различительного этапа: ,
Различение парных глухих и звонких согласных звуков [п]-[б],[в]-[ф], [г]- [к],[д]-[т], [ж]-[ш],[с]-[з];
Различение твёрдых и мягких согласных звуков;
Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков
5. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Предметное оборудование:
1. Зеркало, стол, стульчики, индивидуальные зеркала;
2. Полка для пособий;
3. Настенное панно для демонстрации лексического материала;
4. Игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания: тренажеры, «мыльные пузыри», игрушки надувные и из полиэтиленовой пленки, прокати карандаш, сдуй ватку, «Прокати мяч в ворота»;
5. Предметы и пособия для развития мелкой моторики: счётные палочки, «Выложи из спичек», «Геометрическая мозаика», трафареты, «Собери бусы», поролоновые массажёры, для тактильных ощущений «Пластилиновая голова»;
6. Фишки, пеналы для звукового, слогового анализа и синтеза;
7. Разрезная азбука, кубики «Азбука», настенный алфавит, магнитная азбука. Дидактический материал:
1. Фонематический слух, фонематическое восприятие. Дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи (смотреть «Единство предметных средств обеспечения.)
2. Автоматизация и дифференциация звуков. Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков и аффрикат, пособие Богомоловой О. Б. для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, пособия ИП Бурдиной С. В. по всем основным звукам с речевым и картинным материалом;
3. Звуковой и слоговой анализ и сицтез слов, анализ предложений.
Пособия: разноцветные фишки, цветовые сигналы для дифференциации звуков; магниты, карточки для определения позиции звуков, «Светофоры» для определения места звука в слове, по звуковой культуре речи : «Какой звук?», «Составь слово по первым звукам»)
4. Развитие словаря. Картотека Агранович З. Е. для развития словаря по лексическим темам, картинный материал, картотека предметных картинок
5. Словообразование. * Картотека словесных игр по обучению словообразованию; подборка игр по формированию грамматического строя речи: «Один и много», «Бабочка и цветок», «Найди маму», «У кого кто?», «Кто за деревом?», «Кто за забором?», «Собери семейку» и др.
6. Грамматический строй речи (см. «Единство предметных средств.)
7. Связная речь. Серии сюжетных картинок, сюжетные картинки.
8. Развитие тонкой моторики. Картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр;
Стимулирующий материал:
1 .Мнемотаблицы, карточки-пиктограммы для составления стихов, рассказов;
2. Алгоритмы для составления стихов, рассказов по лексическим темам.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специально организованная систематическая работа по формированию у детей состояния готовности к овладению правильной речью, чтением и письмом средствами коррекционно-развивающего центра позволит :
- сформировать правильное звукопроизношение и готовность к овладению грамотой;
- повысить уровень познавательного, речевого развития и общения детей;
- расширить и обогатить словарь;
- овладеть чтением и письмом;
- выровнять психические процессы, тесно связанные с речью (внимание, память, мышление);
- ускорить процессы мотивационной готовности к школЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗНООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО РАЗДЕЛАМ
Лексика.
«Что сначала, что потом»(2, «Четвертый лишний»! (4, «Посади огород» (6, «Изучаем человека» (7, «С какого дерева лист» (16, «У кого кто?» (18, «Времена года» (19, «День - ночь» (22, «Какое время года» (25, «Кто лишний?» (32, «Какая зима?» (35, «Какая осень?» (36, «Когда мы это делаем?» (37, «Какая весна?» (39, «Кто где живет? (перелетные птицы)» (42, «Веселый распорядок дня» (44, «Мои первые часы» (48, «Чей домик?» (49, «Чей малыш» (55, «Четвертый лишний>>-2 (76, «Составь цепочку» (88, «Узнай дерево» (90, «Фрукты» (92, «Узнай птицу» (105, «Художественное слово о временах года» (106, «Большие и маленькие»(домашние животные) (107, «Времена года» (108, «Зоологическое лото» (109, Лото «Животный мир» (110, Лото «Парочки» (птицы) (112, Лото «Парочки» (животные) (113, Логическое лото «Угадай, чей плод» (114).
Г рамматика.
«Найди меня» (3, «Чья морда, чей хвост» (5, «Подбери предмет» (8, «Назови действие» (9, «Геометрическое лото» (10, «Кто в теремочке живет?» (11, «Жил был кружочек» (12, «У кого кто?» (18, «От какого шарика нитка» (20, «Где живу? Что ем?» (21, «День - ночь» (22, «Подбери мяч» (26, «Собери картинку» (27, «Кто, где живет? Чей хвост, чья лапа, чья морда?» (дикие животные) (29, «Кто, где живет? (перелетные птицы) (31, «Какая зима» (35, «Какая осень?» (36, «Какая весна?» (39, «Цифры» (45, «Дары природы» (46, «Чей домик?» (49, «Веселая логика» 51, «Геометрические формы» (52, «Контрасты» (53, «Дино- арифметика» (54, «Раз, два, три - сосчитай» (57, «Сосчитай-ка» (62, «Кто спрятался?» (69, «Логические таблицы» (70, «Геометрическая мозаика» (72, «Логический поезд» (73, «Крылья, лапы и хвосты» (74, «Развиваем речь» (75, «Пространственные схемы предлогов» (79, «Подбери признак по цвету и форме» (86, «Чей? Чья? Чьё?» (89, «Фрукты» (92). Связная речь
«Узнай сказку» (1, «Жил был кружочек» (12, «Хорошо - плохо» (14, «Предметные картинки» (15, «На что похоже» (17, «Составь рассказ о весне» (23, «Встреча друзей» (28, «Что сначала, что потом» (30, «Найди различия» (33, «Как дети умеют дружить» (34, «На что похоже» (38, «Что перепутал художник» (41, «Сюжетные картинки для составления рассказов» (43, «Веселый распорядок дня» (44, «Дары природы» (46, «Веселая логика» (51, «Собери и расскажи» (61, «Кубик к кубику»' (63, «Найди пару» (64, «Кубики "на каникулах"» (65, «Логические таблицы» (70, «Геометрическая мозаика» (72, «Логический поезд» (73, «Крылья, лапы и хвосты» (74, «Развиваем речь» (75, Кубики - домино «Собери - картинку» (по сказкам) (89, «Художественное слово о временах года» (106, «Загадки о животных» (111).
Фонетика.
«Составь слово по первым звукам» (13, «Составь цепочку слов» (40, «Андрюшина азбука» (56, Логопедическое лото. «Подбери и назови» (58, Домино «Назови первый звук» (67, «Волшебные точки» (77, «Раздаточный материал для определения заданного звука в словах (81, «Звуковые символы гласных звуков» (91, Карточки - сигналы для дифференциации по глухости, звонкости» (82, «Фишки для составления звуковых схем, слогов, слов, предложений» (83, «Карточки для определения позиции звука в слове» (84, «Карточки для анализа количества слогов в словах» (85, «Какой звук» (87, «Ребусы» (70, «Шумовички» (97, «Разноцветная дорожка»( 100).
Обучение грамоте.
«Составь слово по первым звукам» (13, «Раздели на слоги» (24, «Составь цепочку слов» (40, «Мои первые буквы»(50, «Андрюшйна азбука»(56, «Лото - азбука» (66, «Ребусы» (70, «Волшебные точки» (77, «Учим буквы» (78, «Схема анализа предложений» (80, «Раздаточный материал для определения заданного звука в словах» (81, «Карточки - сигналы для дифференциации звуков по глухости, звонкости» (82, «Фишки для составления звуковых схем, слогов, слов, предложений» (83, «Карточки для определения позиции звука в слове» (84, «Карточки для анализа количества слогов в словах»(85, «Какой звук» (87, «Звуковые символы гласных звуков» (91, «Составь слово» (93, «Включи телевизор» (103).