Оксана Лобова
Модель центра познавательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Центр экологии и экспериментирования» - это специально оборудованное образовательное пространство для организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Педагоги нашего дошкольного учреждения считают, что «Центр экологии и экспериментирования» создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в «Центр экологии и экспериментирования» нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к образовательной деятельности. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид «центра» действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. «Центр экологии и экспериментирования» создан для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.
Темочки:
В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) «Центре экологии и экспериментирования» подразделяется на ряд функциональных зон.
Зона обучения хорошо освещена. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.
Зона библиотеки — уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки находятся куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же расположен технический комплекс — телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки.
На стенах «Центра экологии и экспериментирования» вывешены физико-географическая карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении выставлены различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.
Личность развивается в деятельности. Присвоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности должно быть направлено на переустройство мировоззрения, внутренней позиции ребенка. Именно благодаря развитию исследовательской позиции ребенок получает возможность самостоятельно решать проблемные ситуации. Таким образом, организация зоны исследовательской деятельности воспитанников – наиболее эффективный способ построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в условиях изменяющихся реалий.
Одной из ряда функциональных зон «Центра экологии и экспериментирования» является Зона коллекций, которая предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка).