Марина Денисенко
Организация методического кабинета в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Важное направление в работе старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание и оформление кабинета должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т. д.
Публикация «Организация методического кабинета в ДОУ,» размещена в разделах
Чтобы успешно решать все задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, необходимо подобрать для кабинета материал, соответствующий всем современным методическим требованиям, тщательно продумать его систематизацию.
Методический кабинет призван обеспечить :
• Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• Адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
• Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
• Взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
Материал методического кабинета можно разделить на несколько разделов:
• Нормативные и инструктивные материалы;
• Методическая и справочная литература;
• Детская художественная литература;
• Методические материалы, рекомендации;
• Дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал;
• Зона для пользования интернет-ресурсами, фото- и видеоматериалами.
В методическом кабинете должны быть представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями. Обязательно должны быть документы, связанные со спецификой деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», ФЗ «Об образовании в РФ», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Необходимо постоянно следить за всеми изменениями, вносимыми в нормативные документы, которые являются обязательными для выполнения.
Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.
В библиотеке для воспитателей должен быть представлен раздел «Справочная литература» (словари, энциклопедии и др., «Периодические издания» (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Обруч» и др.). Необходимо выделить раздел «Педагогика и психология», в котором должны быть представлены труды великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.
Значительное место занимает специальная методическая литература, которая должна быть распределена по разделам реализуемой в ДОУ программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:
• Игровая деятельность;
• Физкультурно-оздоровительная работа;
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Сенсорное воспитание;
• Ребенок и окружающий мир;
• Развитие речи;
• Формирование элементарных математических представлений;
• Нравственное воспитание;
• Трудовое воспитание;
• Художественная литература;
• Художественно-эстетическое воспитание;
• Изобразительная деятельность;
• Конструирование;
• Ручной труд;
• Музыкальное воспитание;
• Дети раннего возраста;
• Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
• Взаимодействие с родителями;
• Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.
Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого должна быть составлена картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.
Отдельно могут быть представлены методические материалы, куда относятся рекомендации, письма Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов данной территории, планы методических мероприятий для воспитателей, родителей в районе, городе.
Старший воспитатель изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатывает собственные памятки, рекомендации, информацию для воспитателей.
В кабинете также должен располагаться материал по работе с родителями, в котором могут быть предусмотрены вопросы для родителей, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, интересные кроссворды, связанные с проблемами воспитания, высказывания их детей. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, деловых игр для родителей.
Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован. Необходимо создать определенную систему в распределении наглядного материала. Весь наглядный материал так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться.
В методическом кабинете организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Тематика выставок может быть самая разнообразная, при ее оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:
1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ, то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателю по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и т. д.
2. Методические рекомендации по данной теме.
3. Опыт работы, связанный с темой (детского сада, своего города, других городов, зарубежных стран).
4. Литература по теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или представить картотеку).
5. Наглядный материал, связанный с данной проблематикой, перечень оборудования, чертежи, схемы, образцы поделок и т. д.
Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагогов. Надо предусмотреть возможность того, что воспитатель возьмет этот материал в группу для обсуждения с другими воспитателями, а иногда и использовать в работе с детьми. Поэтому требования к этому материалу будут следующие:
• Размещен по возможности на одном листе;
• Обязательно напечатан;
• Привлекательно оформлен;
• Кратко и четко изложено содержание;
• Оформление должно обеспечивать долговременное использование.
Важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы, который ведет старший воспитатель. Воспитатели должны свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать пособия при подготовке к занятиям, досугам, беседам в процессе самообразования.
Для организации зоны для пользования интернет-ресурсами методический кабинет необходимо обеспечить стационарным компьютером или ноутбуком с выходом в интернет. Педагоги в свободное от работы время могут воспользоваться данной возможностью для повышения своего профессионального мастерства и транслирования своего педагогического опыта.
Старший воспитатель должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.