Марина Орлова
Модель интеграции в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Модель интеграции в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Теремок»
Доклад на тему:
«Модель интеграции в ДОУ».
Подготовила Орлова М. В., старший воспитатель МБДОУ
детский сад №1 «Теремок»
2019год
Сл. 1. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. И поэтому интегрированный подход к учению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Темочки:
Интеграция как принцип охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и располагает факторами, обеспечивающими её широкое влияние на теорию и практику дошкольного образования.
В последнее время в дошкольном образовании уделяется особое внимание интеграции образовательных областей и это не случайно. На мой взгляд, именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Для ребенка не должно быть границ между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре.
В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
На самом деле интеграция образовательных областей в образовательной работе нашего детского сада применяется уже давно и успешно. Это так называемое взаимодействие специалистов и педагогов, суть которого заключается в создании творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
В нашем дошкольном учреждении мы установили взаимодействие специалистов.
- В центре образовательно-развивающей деятельности в нашем детском саду стоит ребенок.
- Старший воспитатель оказывает помощь в организации взаимодействия, осуществляет анализ результатов.
- Воспитатели и специалисты детского сада совместно проводят психолого-педагогическую диагностику и планирование развивающего и образовательного процесса, который теперь подразумевает проведение в основном интегрированной организованной деятельности детей.
- Заведующая детским садом координирует всю работу педагогов.
В детском саду мы используем следующие
Сл. 2. формы интеграции
*интегрированная НОД,
*совместные проекты,
*праздники,
*эксперименты,
*экскурсии,
*сюжетно-ролевые игры.
Перед началом работы по осуществлению интеграции мы выполняем ряд важных действий:
• определяем области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
• анализируем и отбираем из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
• учитываем программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
• выявляем основной принцип построения системы интегрированных занятий;
• продумываем развивающие задачи;
• используем разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом;
• используем большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой)
• используем в работе методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование и т. д.);
Интегрированные занятия мы проводим по следующим направлениям:
- развитие речи - (расширение и систематизация словарного запаса, совершенствование грамматической структуры речи);
- ознакомление с окружающим миром-(систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам познания мира);
- моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение;
- продуктивная деятельность.
Используя образовательную программу детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, нами были проведены занятия (я расскажу о некоторых из них) :
Сл. 3. осенний праздник «Покров», который включил в себя следующие области: познавательную, речевую, художественно-эстетическую, социально-коммуникативную;
Сл. 4. музыкально-спортивный праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества»,
занятие по знакомству с театром также очень удачно показало интеграцию образовательных областей.
Сл. 5. Незабываемые впечатления на детей произвела театрализованная постановка сказки «Кошкин дом» в стихотворной форме, где также были использованы все пять областей образовательной деятельности.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:
-музыка+ математика
-обучение грамоте + математика
- художественная литература+ развитие речи + обучение грамоте
- развитие речи+ музыка + рисование
- математика+ труд и другие.
Использование интеграции знаний в образовании позволяет нам более эффективно обеспечить развитие личности ребенка дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом его возрастных, индивидуальных психических и физиологических особенностей.
Сл. 6.