Папки-передвижки

Педагогические возможности интеграции художественного слова в различные виды деятельности

Ольга Николаева
Педагогические возможности интеграции художественного слова в различные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время в связи с введением новых образовательных стандартов у учёных и практических работников вновь появился интерес к интеграции.

В интегрированной деятельности могут быть представлены несколько видов детской деятельности, содержание которых определяется одной темой. При этом следует обратить внимание на то, что структура интегрированной деятельности должна быть представлена компонентами каждого включенного в нее вида детской деятельности.

Публикация «Педагогические возможности интеграции художественного слова в различные виды деятельности» размещена в разделах

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.

Одной из образовательных областей ФГОС является речевое развитие. В него включается чтение художественной литературы. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.

При построении педагогического процесса интегрирую художественное слово в различные виды деятельности : игровую, образовательную, трудовую. А также в процессе проведения прогулок, утренней гимнастики и других режимных моментах.

Особую значимость художественное слово приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому подбор потешек помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Например:

Как зовут цыпленка?

— Цып-цып-цып!

Как зовут утенка

— Тась -тась -тась!

Как зовут котенка?

— Кис-кис-кис!

Ну, а как ребенка?.

Потешки, песенки очень помогают наладить эмоциональный контакт с вновь поступившими детьми.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоится.

В этих случаях используются потешки для успокоения тех, кто плачет или шумит:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хнычь, не ной,

Дам тебе три.

Произведения художественной литературы оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, потешки, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки и др.)

Укладывая детей спать в тихий час, необходимо создать ощущение домашнего тепла и уюта. Если кто-то из малышей беспокоится, надо постараться успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Баю, баю, баю,

Танечку (имя дочки) качаю,

Танечка устала,

целый день играла.

Положи,Танюшка,

щечку на подушку,

вытяни, ты, ножки,

спи-ка, моя крошка.

Не мешайте мушки

спать нашей Танюшке,

Мушек отгоняю,

Баю-баю,баю.

Используя этот прием укладывания, дети становятся намного спокойнее, быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также можно использовать потешки для подъема детей после сна, так как не все дети с охотой сразу встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки, На деточку порастушечки.

Малые формы фольклора также можно использовать и при формировании навыков самообслуживания. Постараться сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощрять их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читать соответствующую потешку.

Показ трудового действия также сопровождаю потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки показываю, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаю процесс умывания такими потешками:

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

- Посмотрите, крошки,

- На свои ладошки.

- Ах, какие ладошки!

- Чистые ладошки!.

Все это помогает малышам запомнить последовательность процедуры, веселую потешку и положительное отношение к формированию навыков гигиены.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления.

Это - ложка, это- -чашка. В чашке - гречневая кашка.

Время гулять, но сначала надо одеться. Одевание - режимный процесс. Пора учиться это делать самостоятельно, а вот с потешками легче и веселее.

Вот они сапожки, Это - с правой ножки, Этот - с левой ножки.

.

Кроме этого произведения художественной литературы можно использовать и при составлении комплексов утренней гимнастики.

Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Закличики очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой. Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко - ведрышко обогрело телят, ягнят, еще маленьких ребят», «на небе появилась радуга-дуга.», действуют животные (Кисонька-мурысынька, курочка-рябушечка, сорока - белобока и многие другие персонажи). Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы. Простота, мелодичность звучания потешек помогают детям

Чтобы организовать полноценные сюжетно-ролевые игры, необходимо дошкольников научит играть. Очень важно малышей заинтересовать. Простого объяснения, регулярного показа игры чаще всего недостаточно. Незаменимыми помощниками являются произведения малого фольклора:

Ну, ребята, выходите,

Вместе с Катей попляшите.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Раз-два! Не зевай!

Ногу выше поднимай!

Уборка игрушек - процесс скучный, но если из уст воспитателя слышны зазывал очки, потешки, способствующие формированию аккуратности, порядка, такие как:

. Игрушки – не люди,

Но все понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем и потом

Все на место уберем

Тогда уборка игрушек из скучного занятия превратится в привлекательное.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают активность дошкольников.

Короткие рифмованные строчки способствуют четкой, ритмичной, яркой речи малыша:

Жили-были зайчики

На лесной опушке,

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки, Мыли свои лапочки, Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

Использование потешек, песенок помогает детям усвоить содержание занятия, создает эмоциональный настрой. Содержание, которым должны овладеть малыши, лучше воспринимаются, когда они взаимодействуют, имеют непосредственное зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Так, например, заучивании потешки «Водичка – водичка» помогает в формировании культурно-гигиенических навыков воспитанников.

По мере взросления детей художественные произведения усложняются. Например, при проведении НОД лепка на тему «Зернышки», рассказывая детям о птичках, которым зимой очень холодно голодно читается стихотворение «Птичка» :

Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькой птичке

Зернышки я дам.

Маленькая птичка

Зернышки клюет,

Маленькая птичка

Песенки поет.

На изодеятельности по теме «Дождик» используется стихотворение:

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Под ритм потешки воспитанники кончиком кисти рисуют капельки дождя.

Интеграция происходит и через театрализованную деятельность. Полюбились детям инсценировки сказок «Репка», «Теремок», «Бобовое зернышко».

Детей старшего дошкольного возраста знакомлю с такими произведениями как «Откуда взялся хлеб» П. Засидимского, «Ветер и солнце» К. Д. Ушинского, сказками «Василиса прекрасная», «Сказка о царе Салтане», «Перышко Финиста – ясна-сокола» и пр. Главное – чтобы эти произведения были с ярко выраженной нравственной направленностью.

Детям подготовительной к школе группы предлагаются книги для самостоятельного чтения. К этому времени они овладевают процессом чтения, любят художественное слово и читают сами.

В заключение выступления подведу итог: произведения художественной литературы формируют познавательный интерес ребенка, открывают и объясняют детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности, развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Роль художественной литературы и фольклора в развитии познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от родителей, так и воспитателей зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности» Главной составляющей полноценного развития детей раннего возраста является сенсорное развитие. Сенсорное воспитание, направленное на формирование.

Картотека художественного слова по ПДД для детей ДОУ *** Соблюдать совсем не сложно Правила в пути: Перекресток осторожно Ты переходи. И не по диагонали, А с людьми, в толпе, Чтоб водителям.

Картотека художественного слова «Моя семья» «Семья» Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. - Как слово получилось, Не ясно нам совсем! Ну, «Я» - мы понимаем, А почему их.

Консультация для воспитателей «Педагогические возможности загадки в ДОУ» Консультация для воспитателей. Педагогические возможности загадки в ДОУ. Педагогические возможности загадки очень разнообразны. Загадки.

Консультация для воспитателей «Виды утренней гимнастики и возможности её использования» Виды утренней гимнастики и возможности её использования Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в.

Картотека художественного слова о летеКартотека художественного слова о лете Стихи о лете 1. Лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком. В. Берестов 2. Сколько солнца! Сколько.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через различные виды деятельности» Актуальность темы: В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» Отчет по самообразованию за 2018–2019 учебный год Тема самообразования: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через.

Презентация для педагогов «Здоровьесберегающие педагогические технологии и возможности их применения в ДОУ» Приоритетное направление нашего МБДОУ детский сад «Звёздочка» - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Вовлечение детей старшего дошкольного возраста в различные виды эколого-ориентированной деятельности Важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические возможности интеграции художественного слова в различные виды деятельности
Опубликовано: 15 сентября 2019 в 20:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические возможности интеграции художественного слова в различные виды деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД