Папки-передвижки

Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности

Марина Григина
Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности
▼ Скачать +Заказ

Формирование элементарных математических представлений неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора способствует формированию у детей основ математической культуры : художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Во время чтения художественной литературы стараюсь выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В своей работе широко использую такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки. Они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).

Публикация «Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности» размещена в разделах

Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок.

Она несёт познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т. д.) .

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т. д.) . Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.

Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

Таким образом, необходимо отметить, что регулярное использование системы специально подобранного репертуара художественной литературы, направленного на развитие познавательных математических возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Интеграция прослеживается также на занятиях по изобразительной деятельности. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний. На основе представлений, в процессе наблюдений и выделения свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве предметов окружающего мира, способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма, компонентов эстетического чувства. Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии чёткой, изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства и т. п.).

Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо иметь о нём, о его форме ясное объёмно-пространственное представление. Поэтому важно, при организации восприятия предметов и объектов окружающего мира, научить детей сравнивать предметы; на своих занятиях я обращаю их внимание на изменение величин (ребёнок и взрослый, предметы бывают длинные и короткие, по высоте – высокие и низкие, по ширине- широкие и узкие, по размеру- большие и маленькие. Кроме того, предметы сравнивают по форме (круг, квадрат, шар, куб, по цвету (белый- чёрный, спелый- неспелый, соответствующие цвета времён года, разное пространственное положение предметов и их частей (птичка сидит, птичка клюёт зёрнышки, рыбка плавает в разных направлениях, дальше, ближе, выше, ниже). На занятиях, также, дети узнают, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Сравнивая одинаковые по форме, но различные по величине предметы, получают пропорции. Отношения величины одного предмета к величине другого называется пропорциональным отношением. Отношение высоты предмета к его длине является основной пропорцией.

Чтобы создать правильный и красивый рисунок, нужно знать этапы его построения:

1. Правильное размещение всех предметов или частей предмета на листе бумаги (композиция рисунка).

2. Пространственные изменения предметов (дальний и ближний план).

3. Определение пропорций, соответствующих натуре (отношение частей к целому).

4. Цветовое решение.

Чтобы рисовать предметы сложной формы, дети учатся видеть в них различные простые геометрические фигуры (круг- солнышко, голова птицы, овал- туловище животного, куклы, треугольник- уши кошки, крыша дома и т. д.) .Определив эти геометрические фигуры, дети учатся последовательно изображать предмет. Например, при рисовании снежинки, следует обратить внимание, что у неё всегда шесть лучиков и узор каждого её луча одинаковый. Овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании и на другие предметы сходной формы. Но дети должны не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу и замысел, содержание, форму изображаемого, т. е. не только копировать, но и реконструировать. Когда ребёнок сам придумывает тему своего рисунка или создаёт изображение по заданию педагога, проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали, изменением изображения в цвете и т. д.

Развитие пространственных представлений детей, связанных с передачей глубины в рисунке и расположения предметов (ближе, дальше, впереди, сзади) осуществляется в первую очередь на занятиях тематическим рисунком. Применение же этих знаний и умений должно иметь место и на занятиях рисования с натуры при рисовании таких моделей, как, например, веточки, где дети имеют возможность наблюдать и передавать в рисунке простейшие пространственные соотношения. Рисование узоров является простейшим упражнением, с одной стороны подготавливающим, а с другой- закрепляющим у ребёнка элементарные навыки в определении и передачи в рисунке формы, пропорции и других пространственных отношений.

Рисование предметов прямоугольной формы связано с изображением вертикальных и горизонтальных линий. Предварительную тренировку в этом направлении дети могут получить при рисовании узора по образцу, в построение которого входят прямые горизонтальные и вертикальные линии. Аналогично, при рисовании с натуры предметов округлой формы, целесообразно дать детям упражнение в виде рисования узора, где круг является одним из элементов композиции. В этих случаях, декоративный рисунок, как бы, готовит детей к рисованию с натуры. В других случаях, знания и навыки, полученные при рисовании с натуры, закрепляются в рисовании узоров или темы. Так, рисование с натуры флажков, листьев, весенних цветов предшествуют рисованию узора, который составляется из них. Так же и рисование с натуры веточки ёлки и ёлочных украшений предшествует рисованию на тему : «Новогодняя ёлка».

При декоративном рисовании дети учатся ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия; знакомятся с особенностями построения геометрического орнамента.

При рассматривании картин художников отмечается многоплановость: какие предметы в картине написаны далеко? Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это? Какие предметы написаны художником ближе. Чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие? И т. д.

В непосредственной образовательной деятельности по аппликации тесно, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги. Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах. Старшие дошкольники усваивают вырезание симметричных форм. Постепенно овладевая понятием “половина предмета” дети переходят к сознательному использованию этого приема.

Математика тоже может проникать в лепку и помогает решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия : больше - меньше; один – много; закрепить цвета и форму.

Помимо чисто математических заданий стараюсь расширять кругозор детей, формируя математические представления в процессе разных видов деятельности.

Математика наука прикладная и моя задача научить детей применять знания, полученные в непосредственной образовательной деятельности в повседневной жизни.

Например, во время накрывания столов, надо положить столько ложек, сколько тарелок. Выясняем, поровну ли ложек и тарелок. Всем ли детям хватит стульев.

При организации сюжетно-ролевых игр обращаю внимание на количественные отношения в «Магазине» - один предмет покупаем, два или много. Использую здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. В игре «Больница» - врач, проводя «медицинский осмотр» измеряет рост детей и кукол, употребляет такие выражения, как высокий и низкий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интеграция позволила объединить воедино такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Выступление из опыта работы " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр " Подготовила.

Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательных областей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Аистенок» города Долгопрудный «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ.

Формирование элементарных математических представлений в различных видах деятельности 1 слайд Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр 2 слайд Игра в дошкольном детстве является.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ.

Конспект НОД по ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности на логопедических занятиях «Звук [Ш]» На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Конспект НОД «Формирование элементарных математических представлений» Конспект НОД "Формирование элементарных математических представлений". Тема: ЦВЕТ Цель: 1) закрепить умение определять и называть изученные.

План самообразования «Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности» План по самообразованию. Тема: «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников по средствам игровой деятельности».

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей в ДОУ по ФГОС» Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит.

Проект Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности через игры и Планируемые результаты: Дети знают содержание первоначальных математических представлений и понятий (сформированы представления о количестве.

Опыт работы «ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности»Опыт работы «ФЭМП в интеграции с другими видами деятельности» Выступление на педсовете ФЭМП В ИНТЕГРАЦИИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности
Опубликовано: 14 августа 2019 в 09:34
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Григина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД