вероника верхотурова
Модель адаптации в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Модель адаптации в ДОУ
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источником стрессовых ситуаций. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни, отрыв от дома и близких могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Очень важно, что бы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Многое здесь зависит от педагогов. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, т. е совокупность всех полезных изменений организма и психики, или негативным (стресс).
Публикация «Модель адаптации в ДОУ,» размещена в разделах
Различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению:
- 1-16 дней – легкая адаптация
К 16-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза. Вес без изменений.
- 16-32 дней – адаптация средней тяжести
Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился.
- 32- 64 дней тяжелая адаптация
Характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.
Причины тяжелой адаптации:
-Несформированность автономии ребенка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой)
-Несформированность культурно-гигиенических навыков
-Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
-Наличие у ребенка своеобразных привычек
-Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми
-Патология психического развития
Мы стремимся, к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Но и немаловажную роль играют родители.
Взаимные установки семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Возможность родителей посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомство малыша с детьми, возможность познакомиться с помещением группы, с местом прогулок и т. д. Знание особенностей развития и поведения детей, и при необходимости, внесение соответствующих корректив в форме совета и убеждения родителей. Пребывание детей на свежем воздухе в любое время года. Единство требований, приемов и методов воздействия.
Все это способствует ускорению, и облегчает протекание адаптационного процесса.