Мовчан Людмила
Мастер-класс «Развитие одаренных детей посредством интеграции образовательных областей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие одаренных детей посредством интеграции образовательных областей в ДОУ.
Примечание
Цель: Создание условий для развития одаренных детей посредством интеграции образовательных областей в ДОУ.
Задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты развития детской одаренности.
Публикация «Мастер — класс „Развитие одаренных детей посредством интеграции образовательных областей в ДОУ“» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Познакомить участников мастер-класса с методами использования техники оригами и театрализованной деятельности для развития художественно-эстетического и познавательного творчества.
3. Способствовать развитию профессионально- творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого участника мастер-класса.
Ожидаемый результат
Практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений и навыков, составляющих основу транслируемого опыта.
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в работе с одаренными детьми в ДОУ.
Актуальность: Работа с одаренными детьми - одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ДОО.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Социально-коммуникативное.
Оборудование: лист зеленой бумаги для оригами, клеящий карандаш; изготовленные фигурки в стиле оригами – дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, альбомный лист – на каждого ребенка; музыкальное сопровождение; элементы костюмов.
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте устанавливается связь ребенка с окружающим миром: миром людей, природы, предметным миром. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Одаренность – рассматривается как системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.
Признаки детской одаренности анализируются в двух аспектах деятельности: инструментальном и мотивационном. (Рабочая концепция одаренности. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д.)
Инструментальный аспект деятельности характеризуется особенностями познавательной сферы психики одаренных детей и описывается следующими признаками.
1. Наличие специфических стратегий деятельности:
– быстрого освоения деятельности и успешности ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности.
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, связанного с высоким уровнем саморегуляции.
3. Особый тип организации знаний: структурированность знаний, их обобщенность и систематизация, оперативность в использовании знаний, гибкость их применения.
4. Высокая способность к самообучению.
Мотивационный аспект деятельности проявляется в следующих показателях, характеризующих личность одаренного ребенка.
1. Повышенная избирательная чувствительность к разным аспектам действительности, чувствительность к новизне.
2. Повышенная познавательная потребность, проявляющаяся в повышенной любознательности и выходе за пределы исходных требований деятельности.
3. Увлеченность каким-либо предметом/делом, характеризующаяся трудолюбием и упорством по отношению к этому предмету/делу; постоянство и широта интересов, что определяет наличие устойчивой внутренней мотивации.
Специфика детской одаренности определяется тем, что она часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития, обусловленное, главным образом, наличием сензитивных периодов – периодов особой чувствительности психики к определенным воздействиям.
В дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически, не все одновременно, и не в одинаковой степени.
Одаренность часто проявляется не в достижениях, которые ребенок делает в специально организованной взрослым деятельности, а в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Дети склонные к высоким достижениям, могут и не проявлять их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из областей или в их сочетании.
Работа ДОО с одаренными детьми должна отвечать следующим требованиям:
- ступенчатости (называние имен одаренных детей, изучение условий и истории развития детей в семье, психологическая диагностика, организация развивающих занятий, мониторинг).
- динамичности – необходимо анализировать процесс развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени.
- разнообразии форм и методов работы.
Инновационной формой образовательной деятельности в соответствии с ФГОС является – интеграция. Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения, творческой активности.
«Художественно-эстетическое» развитие (Музыкальная деятельность) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости, развитие самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности в самовыражении. Дети имеют возможность импровизировать. Перед ребенком появляются новые задачи: мыслить и фантазировать.
Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности, способствует развитию одаренного ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей, а так же развитию его личности.
Практическая часть.
- Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию фрагмент интегрированной деятельности педагога –психолога и музыкального руководителя в работе с одаренными детьми.
Педагог-психолог: Добрый день, я рада приветствовать вас!
Муз. руководитель: Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по континентам и странам.
Педагог-психолог: И полетим мы с вами на ковре-самолете.
Музыкальная игра «Летчики» (проводит муз. руководитель).
Участникам предлагается самостоятельно имитировать движения животных, которых они встретят в увлекательном путешествии. Австралия (имитируют движения Кенгуру, Антарктида (имитируют движения Пингвинов). Япония (имитируют движения дельфинов).
Педагог – психолог. Мы прилетели в страну Японию. Япония – Страна восходящего Солнца, потому что японцы первые видят утром солнце. Вместо рукопожатий, японцы друг другу кланяются. Прежде чем войти в дом, японцы всегда снимают обувь. В Японии любят складывать фигурки из бумаги.
Демонстрация презентации.
Искусство оригами зародилось в Японии в 10 веке. «Оригами» в переводе с японского означает «ори» - складывание, «ками» бумага.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором равномерно задействованы обе руки. (в отличии от письма и рисования, где доминирует ведущая рука).
Оригамика является игрой – содержательной, удивительной по своей сущности и проявлениям (бумажный лист оживает) полезной и любимой всех возрастов.
Оригами развивает : мелкую моторику, координацию движений пальцев, сообразительность и смекалку, пространственное воображение, внимание и память, терпение и аккуратность, точность и глазомер, фантазию и творческий потенциал. При этом повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние.
(Педагог показывает несколько фигурок в стиле оригами – дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка.)
Что такое оригами?
Задала вопрос я маме.
И ответила она.
«Это – целая страна!»
Там чудесно оживают
Птицы, звери и цветы
Там таинственно, как в сказке
Все сбываются мечты.
Я вас приглашаю в творческую мастерскую «Оригами».
Выполняют фигуру «Репка» в технике оригами.
Педагог-психолог разбирает последовательность изготовления поделки. Педагог-психолог при необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Приклеивают на альбомный лист персонажей сказки по порядку. (Заранее выполненные в стиле оригами и подготовленные на каждого участника мастер-класса).
Педагог-психолог. Наше путешествие заканчивается. Нам нужно лететь в детский сад, где нас ожидает сюрприз.
Музыкальный руководитель проводит игру.
Музыкальная игра «Репка».
1. Рефлексия «Дерево успеха».
Педагог-психолог.
Материалы: изображение дерева на листе бумаги формата А 2, цветы из бумаги розового, желтого, красного цветов.
Участники по окончании мастер-класса прикрепляют на дерево цветы.
Розовый цветок – Все отлично! Мне понравилось.
Желтый цветок – Довольно неплохо.
Красный цветок – Есть над чем поработать.
Анализ деятельности.
Упражнение «Спасибо!»
А сейчас я попрошу вас встать и мысленно положить на левую руку все то, с чем Вы пришли сюда - свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получили нового на этом занятии. Я хочу, чтобы все, кто присутствуют сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за прекрасную работу. Спасибо вам за работу! Творческих вам успехов!