Елена Прыткова
Многофункциональное развивающее пособие «Тематический куб»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игры детей – вовсе не игры,
а правильнее смотреть на них
как на самое значительное
и глубокомысленное занятие»
Мишель Монтель
Актуальность.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно поэтому все виды деятельности дошкольника имеют игровую составляющую. Фактически именно игра является для дошкольника своеобразной школой саморазвития. Поэтому в настоящее время важной является необходимость организации детской игры с целью более активного и результативного развития дошкольников.
Цель:
Публикация «Многофункциональное развивающее пособие „Тематический куб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Повышать интерес детей к получению знаний об окружающем мире; развивать познавательные способности детей, связную речь воспитанников, мелкую моторику, координацию речи и движений, а так же творческих способностей детей.
Задачи:
1. Развивать познавательные способности детей, формировать мыслительные процессы в ходе выполнения заданий. Закреплять знания детей об изученных темах (домашних и диких животных, о фруктах, овощах, деревьях, грибах, цветах, ягодах; о геометрических фигурах, форме, величине и т. д.)
2. Развивать речь детей:
• вызвать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, научить составлять развернутый описательный рассказ.
• развивать умение описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
• активизировать глагольный состав словаря детей, закреплять знания по теме недели, развивать воображение, ловкость.
3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.
4. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, уме-ние творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Многофункциональное развивающее пособие «Тематический куб» можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей. Подбор материала для «Тематического куба» осуществляется в соответствии с тематическими неделями согласно Примерной образовательной программы ДОУ или проектной деятельности в образовательном процессе.
Пособие развивает умственные, физические и творческие способности детей. Благодаря такому пособию можно получать и закреплять ранее полученные знания в игровой форме.
«Тематический куб» является ярким элементом предметно-пространственной среды группы, мобилен и компактен.
Пособие просто в изготовлении. Воспитанники старшего дошкольного возраста могут оказать посильную помощь воспитателю в его изготовлении. Создание данного пособия не требует больших затрат.
Использование данного куба в работе:
Тематически куб в отличие от книг и настольно-печатных игр имеет необычную форму подачи материала. Куб – это коробка с шестью гранями, поэтому создается 6 игровых ситуаций. Каждая грань куба имеет определенный цвет, на который наклеен прозрачный кармашек для карточек (картинок). Темы карточек соответствуют тематическим неделям в данной группе детского сада.
3 грани куба имеют постоянные и неизменные карточки – значки:
Первая грань куба (жёлтый цвет)
В кармашек вставлена карточка с изображением девочки, выполняющей упражнения.
Задание:
Проводится физкультминутка в соответствии с реализуемой тематической неделей согласно Примерной образовательной программы ДОУ или проектной деятельности в образовательном процессе. (Карточка с текстом физкультминутки находится в картотеке по данной тематической неделе).
В первый день тематической недели разучивается текст физкультминутки и соответствующие ему движения. В последующие дни физкультминутка проводится как игровой момент внепосредственно-образовательной деятельности.
Вторая грань куба (зелёный цвет)
В кармашек вставлена карточка с изображением ладошки.
Задание:
Проводится пальчиковая тематическая гимнастика в соответствии с реализуемой тематической неделей согласно Примерной образовательной программы ДОУ или проектной деятельности в образовательном процессе. (Карточка с текстом физкультминутки находится в картотеке по данной тематической неделе).
В первый день тематической недели пальчиковая гимнастика разучивается, а в последующие дни проводится как игровой момент внепосредственно-образовательной деятельности или при организации совместной деятельности взрослого и детей.
Третья грань куба (оранжевый цвет)
В кармашек вставлена карточка с изображением материалов для художественного творчества.
Задание:
Проводится продуктивная деятельность в соответствии с реализуемой тематической неделей согласно Примерной образовательной программы ДОУ или проектной деятельности в образовательном процессе.
Материалы для осуществления продуктивной деятельности (самостоятельного рисования, раскрашивания, лепки, аппликации) дети выбирают по желанию (карандаши, краски, фломастеры, пластилин, цветную бумагу).
На примере темы «Овощи»: нарисовать (вылепить) помидор/ огурец «Положи овощ на тарелочку» (младший возраст); вырезать и наклеить помидор/ огурец «Приготовь овощи для салата» (средний возраст, вылепить (нарисовать) любимый овощ/ несколько овощей «Овощи для магазина» (старший возраст).
Следующие три грани куба имеют сменные карточки. Они меняются в соответствии с реализуемой тематической неделей в группе.
Четвёртая грань куба (синий цвет)
В кармашек вставляется тематическая картинка в соответствии с реализуемой тематической неделей согласно Примерной образовательной программы ДОУ или проектной деятельности в образовательном процессе.
В младшем возрасте данную картинку демонстрирует педагог.
В среднем или старшем дошкольном возрасте картинку находит водящий, или дети угадывают загадку, отгадка к которой - обобщающее слово к данной картинке (на примере темы «Овощи»).
Например:
Они растут на огороде,
Ходить не надо далеко –
Все для борща, салата, супа
Нарвем мы просто и легко.
Задание:
Озвучить тему, перечислить овощи на картинке.
Работа проходит следующим образом.
В младшем возрасте:
Вопросы:
- Кто (Что) это?
- Как назвать одним словом?
- Где можно увидеть?
В среднем возрасте:
- Кто (Что) это?
- Как назвать одним словом?
-Где можно увидеть?
В старшем возрасте:
- Кто (Что) это?
- Как назвать одним словом?
Пятая грань куба (красный цвет)
В кармашки вставлены карточки. С одной стороны находится изображения (предметы в соответствии с тематическими неделями, а с оборотной стороны – загадки о данном предмете.
На примере темы «Овощи».
Работа проходит следующим образом:
Младший возраст:
Вопросы:
- Что это? (Например, Это огурец. Это Лук. Это Морковь. И т. д.)
- Как назвать одним словом? (Ответ детей:Это овощи.)
- Где можно увидеть? (Например, Они растут в огороде.)
В среднем возрасте:
- Что это? (Например, Это огурец. Это Лук. Это Морковь. И т. д.)
- Как назвать одним словом? (Предполагаемый ответ:Это овощи.)
-Где можно увидеть? (Например:Овощи растут в огороде.)
- Какой «он», «она», «оно» по форме (по размеру, по цвету, по вкусу? (педагог выбирает название овоща на основе вставленных картинок)
В среднем дошкольном возрасте детям для составления ответа задаются вопросы на основе опорного алгоритма для рассказывания. Данный алгоритм находится в конверте картотеки по данной теме. Во время работы алгоритм демонстрируется детям. По нему отслеживается ход ответов детей.
Старший возраст:
Вариант 1:
- Что это? (Например:Это овощи.)
- Какие овощи ты видишь на карточке? (Например:Я вижу огурец, морковь, картофель, лук и помидор)
- Какой «он», «она», «оно» по форме (по размеру, по цвету, по вкусу?
- Как использует человек?
Вариант 2:
- Что это? (Например:Это овощи.)
- Какие овощи ты видишь на карточке? (Например:Я вижу огурец, морковь, картофель, лук и помидор).
Воспитатель переворачивает карточки, перемешивает их и вставляет в кармашки в ином порядке. С оборотной стороны находятся загадки. Воспитатель зачитывает детям загадку, а дети ее стараются ее отгадать.
- По каким словам вы догадались что это огурец (морковь, картофель, лук и помидор?
- Какой «он», «она», «оно» по форме (по размеру, по цвету, по вкусу?
- Как использует человек?
В старшем дошкольном возрасте детям для составления ответа предлагается опорный алгоритм для рассказывания (при небольшой помощи педагога, так как они знакомились с ним в среднем возрасте). Данный алгоритм так же находится в конверте картотеки по данной теме.
Подготовительная к школе группа:
Воспитатель вставляет в кармашки карточки оборотной стороной к себе. На этой стороне находятся загадки. Картинки-отгадки спрятаны к грани куба. Воспитатель зачитывает детям загадку, а дети ее стараются ее отгадать.
- По каким словам вы догадались что это огурец (морковь, картофель, лук и помидор?
- Как их назвать одни м словом? (Например:Это овощи.)
- Какой «он», «она», «оно» по форме (по размеру, по цвету, по вкусу?
- Как использует человек?
Детям в подготовительной к школе группе для составления ответа предлагается опорный алгоритм для рассказывания. Данный алгоритм так же находится в конверте картотеки по данной теме.
После этого можно провести дидактические игры «Готовим салат», «Варим суп».
Шестая грань куба (фиолетовый цвет)
В кармашек вставлена карточка для проведения дидактической игры по реализуемой теме недели.
На примере темы «Овощи».
Дидактическая игра «Найди все овощи».
Младший возраст:
- Ребята, посмотрите, как много здесь нарисовано предметов. Назовите их. (дети перечисляют названия увиденных картинок).
- Найдите и назовите только овощи. (Дети перечисляют названия овощей, которые они увидели и показывают их).
Средний возраст:
- Ребята, посмотрите, как много здесь нарисовано предметов. Назовите их. (дети перечисляют названия увиденных картинок).
- Найдите и назовите только овощи. (Дети перечисляют названия овощей, которые они увидели и показывают их).
- Найди этот овощ в корзинке. (Ребенку, назвавшему и показавшему овощ на картинке предлагается найти его в заранее приготовленной корзине с муляжами данный овощей и фруктов, изображенных на картинке).
Старший возраст:
- Ребята, посмотрите, как много здесь нарисовано предметов. Назовите их. (дети перечисляют названия увиденных картинок).
- Найдите все овощи. (Дети перечисляют названия овощей, которые они увидели и показывают их).
- Найди и назови все овощи круглой (овальной) формы.
- Найди и назови все овощи одинаковые по цвету
Подготовительная к школе группа:
- Ребята, посмотрите, как много здесь нарисовано предметов. Назовите их. (дети перечисляют названия увиденных картинок).
- Найдите все овощи. (Дети перечисляют названия овощей, которые они увидели и показывают их).
- Найди этот овощ в мешочке (Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Ребенок, назвавший овощ, находит его на ощупь в мешочке, и старается словесно его описать по форме, цвету, вкусу. Возможно использование опорного алгоритма рассказывания).
- Какие овощи похожи по форме/цвету?
Варианты определения грани куба для организации игры.
Грани куба дети могут определить в различных вариантах, в зависимости от возраста и желания:
1-й вариант.
Ребёнок вращает (подкидывает) кубик в руках со словами:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем кубик мы вращать!
Кручу, верчу
На бочок ложу.
В зависимости от выпавшей грани куба, на которой остановилось вращение, дети выполняют задание.
2-й вариант.
Дети передают куб по цепочке, произнося любое хорошо знакомое стихотворение, потешка, считалка, скороговорка. Ребёнок, на котором на котором остановилось проговаривание, выбирает сторону куба.
Дети выполняют задание.
3-й вариант.
Водящий ребёнок (выбирается считалкой) идёт по кругу и проговаривает считалку, скороговорку, потешку и т. д. Тот на ком закончилось проговаривание, берёт куб, с закрытыми глазами вращает его, останавливаясь на любой грани куба.
Задание выполняется индивидуально или со всеми детьми.
Таким образом, многофункциональное развивающее пособие «Тематический куб» дает возможность всесторонне развивать и закреплять знания детей по определенной теме в игровой форме. За счет нескольких вариаций определе-ния и проведения игр, дети легко вовлекаются в процесс использования данного пособия.
В следствии чего повышается интерес воспитанников к получению знаний об окружающем мире; развиваются познавательные способности, связная речь, мелкая моторика, координация речи и движений, а так же творческие способности детей.
Картотека заданий к многофункциональному развивающему пособию
«Тематический куб»
Картотека по теме «Овощи»
Картотека по теме «Домашние животные»
Картотека по теме «Посуда»
Картотека по теме «Одежда»
Картотека по теме «Транспорт»