Татьяна Еремеева
Многофункциональная ширма в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного образования: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Публикация «Многофункциональная ширма в ДОУ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2020
Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка. Как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ, В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной – принцип гибкого зонирования: «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности: двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной.
В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. А также развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, мы пришли к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.
Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:
• Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;
• Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
• Способствовать развитию мышления ребенка, стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
• Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
• Формировать элементарные математические представления;
• Работать над звукопроизношением и связной речью.
Характеристика пособия:
Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб. Состоит из трех частей: центральной и двух боковых. Центральная часть поделена на две части: верхняя, составляющая 1/3 всего полотна и нижняя. К рамам крепятся полотнища из ткани, которые закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.
Ширму можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности, в организованной совместной деятельности, для демонстрации дидактических пособий и наглядного материала, различных схем с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.
Кроме этого, данную ширму можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики.
Некоторые из полотен имеют карманы, в которые можно положить атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, это то средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в ее процессе.
Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи, помогает построению самостоятельных высказываний детей, активизируют определё нную группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.
Центральная секция может быть использована для показа театрализованных постановок с разными видами кукол, а также для сюжетно-ролевых игр, например, «Магазин» и др. В этих видах деятельности проглядывается интеграция всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие, а также физическое развитие (например, пальчиковый театр).
Я надеюсь, что ширма станет действительно многофункциональной, поможет создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.
Также, я ожидаю, что данное пособие станет обучающим пособием с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.
Кроме этого, ширма поможет развивать мелкую моторику, математические способности, ориентироваться в пространстве.
Немаловажным считаю и то, что наличие ширмы поможет реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе. Важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно- развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение друг к другу, доброта, терпеливость.
Данное дидактическое пособие пополняет ППРС и соответствует требованиям ФГОС в ДОУ: трансформируемая, безопасная, переносная. Со временем мы будем обновлять содержимое ширмы различными пособиями, атрибутами для игр, создавать в этом пространстве новые сюжеты, чтобы ширма всегда привлекала внимание детей, была интересной и содержательной.