Альбина Гетт
Многофункциональная игра «Речевая гусеница»
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Гетт Альбина Сергеевна, работаю учителем-логопедом в детском саду №4.
Многолетняя практика показала, что процесс коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ имеет сложную и длительную динамику.
Учитывая закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, в целях повышения эффективности коррекционного обучения, в своей работе я использую различные дидактические игры, изготовленные своими руками.
В поиске чего-то неординарного и интересного мною была разработана многофункциональная дидактическая игра «Речевая гусеница».
Публикация «Многофункциональная игра „Речевая гусеница“» размещена в разделах
- Гусеница. Игры, дидактические пособия
- Гусеницы и червячки
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Эту игру можно использовать для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы.
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, она позволяет быстро автоматизировать различные навыки по развитию речи у ребёнка.
Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
В процессе работы с данным дидактическим пособием у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды упражнений в игровой форме. Кроме этого происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного.
Задачи:
автоматизация и дифференциация поставленных звуков;
формирование фонетико – фонематических представлений и слоговой структуры слова;
формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
активизация психических и познавательных процессов, работоспособности детей;
развитие коммуникативных навыков общения детей.
Игры на активизацию психических и познавательных процессов
Игра «Собери гусеницу»
В нашем садике живет, что за чудо червячок,
Весь в волосиках бочок,
Эта гибкая сластёна у деревьев съела кроны,
Съела яблоки и груши,
И горох решила скушать!
Ребята решили её поймать и немножко поиграть!
Цель: Развитие мелкой моторики кистей рук, развитие умений ориентироваться в пространстве, закрепление цвета.
Ход игры:
- на столе разложить картинки гусеницы;
- выбрать направление куда она поползёт (вверх, вниз, влево, вправо);
- собрать разноцветную гусеницу (по желанию, по цвету, по образцу).
Игра «Сортировщик»
Цель: Учить детей классифицировать предметы, обобщать согласно темам: «Птицы», «Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт», «Животные», «Музыкальные инструменты», «Обувь», «Овощи», «Насекомые», «Одежда», «Посуда». Закреплять в речи исправленные звуки. Обогащать предметный словарь. Развивать логическое мышление. Развивать монологическую речь.
Ход игры: На столе лежат карточки для обобщения. Педагог предлагает ребенку выбрать и назвать изображенный предмет соответственно лексической теме.
Игры на формирование звукопроизношения
Игра «Накорми гусеницу»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков [С], [З], [Ц], [Р], [Л], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], в словах, предложениях. Закреплять умение считать до 10. Развивать зрительную и слуховую память.
Ход игры: Дети называют картинки с заданным звуком и «кормят» ими гусеницу.
Затем ребенок считает, отворачивается и называет картинки и предложения по памяти.
Игры на формирование фонематических представлений и слогового состава слова
Игра «Определи первый звук в слове»
Цель: Совершенствование навыка выделять первые гласные и согласные звуки в словах.
Ход игры: Ребёнок называет любую понравившуюся картинку и выделяет звук, с которого начинается название картинки.
Игра «Назови последний звук в слове»
Цель: Упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
Ход игры: Ребёнок называет картинки и называет последний звук в слове.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Совершенствование навыка выделять первого и последнего звука в слове.
Ход игры: Ребёнок называет первый и последний звук в названии картинок и выкладывает гусеницу.
Побеждает тот ребенок, чья гусеница длиннее.
Игра «Подбери слова на заданный звук»
Цель: Развитие фонематического анализа, а также внимания и мышления.
Ход игры: Ребёнок, подбирая картинки, называет их и объясняет свой выбор.
Игра «Накорми гусениц»
Цель: Учить детей дифференцировать звуки С-Ц, Ш-С, Ж-З, Р-Л, С-З,Ч-Щ, Ш-Ж. Учить детей различать на слух звонкие и глухие звуки. Развивать координацию движений. Закрепить умение считать в пределах 10 и сравнивать числа.
Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком картинки вниз и предлагает собрать две гусеницы. Ребенок называет изображенный предмет, определяя наличие звука в слове.
Игра «Подбери картинку к схемам»
Цель: Учить детей находить место звука по трем позициям (начало, середина, конец слова). Развивать координацию движений. Развивать фонематический слух.
Ход игры: Перед ребенком на столе лежит «Птичка-синичка», показывающая положение звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец слова). Ребенок берет картинку, называет слово, выделяя голосом, изучаемый звук и определяет место звука.
Можно разделить слова на слоги.
Игра «Составь звуковую схему слова»
Цель: Учить детей определять количественный состав слова и последовательность звуков в слове. Развивать координацию движений. Развивать фонематический слух.
Ход игры: Перед детьми на столе лежат цветные пробки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные. Ребенок берет картинку, называет слово и выкладывает схему. Затем делит слово на слоги.
Игра «Раздели слово на слоги»
Цель: Совершенствование навыка деления слов на слоги.
Ход игры: Детям предлагается найти все предметы, в названиях которых один (два, три, четыре) слога. Сосчитать количество звуков в слове.
Один слог: крем, трон, душ, шлем…
Два слога: жираф, очки, кошка….
Три слога: камыши, одежда, ракета, малина…
Четыре слога: наушники, крокодилы, черепаха…
Пять слогов: мороженое ….
Игра «Выбери картинку – напиши слово»
Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах и соотносить их с буквами.
Ход игры: Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее и написать слово буквами.
Игра «Прочитай слово – найди картинку»
Цель: Упражнять детей в умении читать.
Ход игры: Ребенку необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово буквами.
Игры на формирование грамматического строя речи
Игра «Кто это или что это?»
Цель: Упражнять детей в выделении живого и неживого предмета, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?».
Ход игры: Найди и назови:
- живые предметы, подходящие к слову «Кто?» (сова, сом);
- неживые предметы, подходящие к слову «Что?» (сапоги, сумка …
Игра «Веселый счет»
Цель: Закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Ход игры: Ребенку называется предмет на картинке, он находит его и повторяет, согласовывая с числительными «1,2,3,4 5»:
- один стакан, два яблока, три автобуса, четыре груши, пять ромашек.