Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Особенности организации учебной деятельности с гиперактивными детьми»

АНТОНИНА АКПЕРОВА
Консультация для педагогов «Особенности организации учебной деятельности с гиперактивными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Особенности организации учебной деятельности

с гиперактивными детьми»

Гиперактивные дети часто импульсивны, с повышенной возбудимостью, а точнее дети чрезмерно активные, не способные долго удерживать внимание на чём-либо одном.

Такие дети нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время занятий, находятся в постоянном нецеленаправленном движении, вскакивают, бегают, прыгают, при необходимости сидеть на месте постоянно двигают ногами и руками. Они, как правило, болтливы, шумливы, часто благодушны, постоянно улыбаются, смеются. Этим детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления.

Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от родителей больших усилий и огромного терпения.

Рекомендации для организации учебной деятельности в домашних условиях

Организация пространства и внешней среды:

- уберите все лишние раздражители из поля зрения ребенка, это поможет лучше сконцентрировать его внимание на предметах, и будет служить основой для дальнейшего развития его самостоятельности.

- расположите мебель в комнате, занавески, вещи, так чтобы всё оставалось на своих местах.

- рабочее место ребенка расположите в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей (уберите все шумовые раздражители). Ребенку нужна тихая и спокойная обстановка для занятий.

- желательно подобрать стол и стул соответственной высоты, чтобы ноги ребенка стояли на полу, не болтались и не подворачивались под себя, приводя к искривлению позвоночника, нарушению кровообращения в следствие этого и к еще большему дефициту концентрации внимания.

- важно для ребенка с гиперактивностью соблюдение режима дня.

Формирование правильных привычек происходит только тогда, когда все необходимое делается в одно и тоже время, изо дня в день.

- наилучшее время для работы лучше всего в первой половине дня.

Для эффективной организации времени хорошо подходит расписание в картинках (распорядок дня). Его можно разместить специальной доске, холодильнике, на стене и т. д. также, можно использовать специальный альбом с липучками. На эти полосы буду прикрепляться карточки.

Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у ребенка?

- не опекать чрезмерно такого ребенка;

- научить устанавливать договоренности относительно требований режима дня;

- предложить самому принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать;

- включить в обиход функцию контроля времени – таймер, который необходимо установить заблаговременно до какого-либо задания (ребенок привыкает работать, планируя свои действия);

- учить анализировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев.

Правила поведения с гиперактивным ребёнком:

- «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

- применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

- давать возможность в организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть стол и т. п.);

- хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свою радость, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

Примеры игр:

Игра «Говори.»

Взрослый говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду «Говори». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?». Ведущий делает паузу. «Говори. Какого цвета занавески в нашей группе? Говори. Какой сегодня день недели? Говори.»

Игра «Послушай тишину»

По первому сигналу колокольчика, данному ведущим, участники начинают двигаться по комнате, бегать, кричать, стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья, закрыть глаза и прислушаться к тому, что происходит кругом. По третьему сигналу участники обсуждают, что они услышали. Игру можно повторить несколько раз.

Упражнение «Красный карандаш и зеленая ручка»

Для данного упражнения понадобится набор, который содержит 12-15 картинок. На картинках изображены либо контуры простых предметов, либо геометрические фигуры. Причем одно и то же изображение должно повторяться три раза, при этом меняется толь-ко цвет. Например, набор может содержать три треугольника: желтый, красный и зеленый, три квадрата, три круга и три звездочки соответствующих цветов. Другой возможный вариант: три контура домиков, три контура флажков, три контура самолетов разных цветов и др. Картинки раскладываются на столах изображением вверх.

Взрослый подходит к столу, знакомится с картинками, затем возвращается к ребенку и просит его: «Принеси мне, пожалуйста, зеленый квадрат». Ребенок бежит к столу и приносит картинку. Если ребенок выполнил задание верно, его очередь просить взрослого принести задуманную им картинку. Если упражнение становится легким, его можно усложнить. Взрослый просит ребенка принести две картинки, например зеленый квадрат и красный круг. Когда наступает очередь взрослого идти за картинкой, он намеренно приносит неверный вариант, например — вместо красного круга красный тре-угольник, таким образом снова проверяя внимание ребенка. Если ребенок не заметит ошибку взрослого, тот спрашивает его: «Все правильно? Я не помню, ты просил принести красный круг или треугольник?»

Данное упражнение легко проводить в домашней обстановке. В любой момент можно сказать ребенку: «Принеси, пожалуйста, из своей комнаты красный карандаш и зеленую ручку». После небольшой тренировки признаки можно усложнить: цвет заменить формой, количеством и другими признаками. Например:

«Принеси, пожалуйста, с кухни чайную ложку и два лавровых листа». Когда ребенок сможет безошибочно выполнять данные поручения, упражнение снова можно усложнить за счет увеличения количества заданий и признаков:

«Положи, пожалуйста, эту ручку в ящик, принеси из ящика почтовую марку и наклей ее на конверт, а я пока позвоню бабушке».

Игра «Птичка» - на развитие мышечного контроля: дать ребенку в ладошки маленькую, хрупкую пушистую птичку (иную игрушку, он должен подержать её в ладошках, защитить от коршуна, погладить, поговорить с ней, сказать добрые слова и успокоить ее. В дальнейшем игрушку можно не класть, а напомнить ребенку о ней и предложить успокоить ее снова, просто сложив ладошки и сев на стул;

Игра «Что нового» - игра для обучения концентрировать внимание на деталях: взрослый рисует геометрическую фигуру, по очереди к фигуре дорисовываются детали, создается тем самым картинка. Когда кто- то пририсовывает детали, остальные глаза закрывают, и после их открытия находят новое в рисунке. Чем дольше игра, тем сложнее;

Игра «Ласковые лапки» - игра для снятия напряжения мышечных зажимов, снижения агрессивности: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.

Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

Игра «Кричалки—шепталки—молчалки» - игра на развитие наблюдательности, умения действовать по правилу: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

Кукольный театр, ролевая игра с игрушками, дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант».

Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в своего ребенка.

Литература:

Арцишевская И. Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. – М. : Книголюб, 2011 г.

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. -96 с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология/ под ре. В. В. Давыдова. – М. : АСТ: Астрель: Люкс, 2005 г.

Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Изд. 6-е. Рн/Д: Феникс, 2008 г.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в развитии детей: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-ое изд., оп. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.

Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - М., 1997.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 1/2007 г., № 3/2009 г. ;

Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 6/2010 г.

Справочник педагога – психолога, детский сад, 04.2011, стр. 24-30.

Сиротюк А. Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», серия «Практическая психология», ТЦ СФЕРА, М., 2002г., 123с

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Формирование предпосылок учебной деятельности — это процесс, направленный на развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков, которые.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Особенности организации учебной деятельности с гиперактивными детьми»
Опубликовано: 13 марта 2025 в 07:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Особенности организации учебной деятельности с гиперактивными детьми»» (включая файлы) размещена пользователем АНТОНИНА АКПЕРОВА (УИ 954095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД