оля симоненкова
Конспект урока биологии в 7 классе «Многообразие голосеменных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Многообразие голосеменных.
Класс : 7
Продолжительность урока : 45минут
Цели урока : Изучить многообразие голосеменных растени; строение их хвои и шишек; развитие умений работать с дополнительной литературой.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) :
Публикация «Конспект урока биологии в 7 классе „Многообразие голосеменных растений“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
Личностные формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны;
Метапредметные - умение находить нужную информации из текста учебника ; формирование умений узнавать изученные растения и обосновывать их принадлежность к определенному отделу, формирование умений работать в парах, формирование приемов умственной деятельности : анализа, синтеза,сравнения, обобщения.
Предметные - рассмотреть многообразие видов голосеменных и особенности их распространения, определить роль голосеменных в природе и их значение для человека.
Тип урока : (комбинированный) Урок изучения нового с элементами закрепления знаний.
Методы: интересные факты, беседа, лабораторная работа, заполнение таблиц.
Оборудование и обеспечение урока : веточки хвойных растений, шишки, карточки с изображение хвойных растений.
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Целевая установка.
ІІІ. Подготовительный этап:
Учащиеся заранее до проведения урока, готовят сообщения на предложенные темы:
1. Сосна.
2. Ель.
3. Лиственница.
4. Можжевельник.
IV. Актуализация опорных знании
В природе очень часто встречаются рекордсмены. Например,
Секвойя в среднем достигает высоту сто метров при диаметре ствола 20 метров и весе тысячу тонн.
Живет секвойя в среднем несколько тысяч лет. Самая старая из хвойных голосеменных деревьев – сосна остистая, имеет возраст 4600 лет. Древесина кипариса обладает антимикробными свойствами и не разлагается с течением времени. Что их все объединяет?
- Давайте проверим ваши знания о строении голосеменных растений…
Выполните задания:
1) Вставьте пропущенные слова:
а) голосеменные относятся к ___ ,т. к растение развивается из ___
б) семя голосеменных располагается ___
в) видоизмененные листья у большинства голосеменных – ___
г) Голосеменные у которых хвоя называются ___
д) на побегах хвойных растений развиваются два типа шишек:___ и ___
е) в женских шишках созревают ___а, в мужских ___
ё) в отличие от споровых для размножения им вода___
ж) это высшее растение, т. к ___
з) шишка это___
V. Изучение нового материала
-По внешнему виду голосеменные очень разнообразны.
-Систематика голосеменных растений. Отдел голосеменных растений объединяет около 800 видов, относящихся к 80 родам. К ныне живущим голосеменным относятся четыре класса : саговниковые, гнетовые, гинкговые и хвойные.
Род Саговник, включает 20 тропических видов. Они появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья.
Гнетовые, включает 3 рода, 70 видов
Растение вельвичии напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят всего два лентовидных листа. Листья вельвичии никогда не опадают – растут и растут годами, веками, тысячелетиями. Установили, что возраст одной из вельвичий две тысячи лет.
-Гинкговые представлен одним видом – гинкго двулопастным. Это реликт мезозойской эры, “живое ископаемое. В естественных условиях сохранилось лишь на небольшой территории в Восточном Китае. Дерево относится к числу листопадных голосеменных. Экстракт листьев гинкго улучшает мозговое кровообращение, повышает устойчивость клеток к гипоксии.
Хвойные – вечнозеленые растения. Огромные деревья секвойи высотой более 100 м и толщиной до 10 м были обнаружены в в Калифорнии.
На пнях некоторых погибших секвой сооружали танцевальные площадки, где одновременно танцевали по нескольку пар людей.
В одном из таких деревьев, растущем в Йосемитском парке, был пробит тоннель, через который свободно проезжали автомобили.
Голосеменные растения в нашей стране в основном представлены Хвойными (Pinopsida) - 560 видов и 55 родов.
Это самый многочисленный класс
Почти все они деревья или кустарники.
- Давайте рассмотрим некоторых представителей отдела Голосеменные произрастающих в нашей местности (сообщения учащихся).
Попутно попрошу вас заполнять таблицу
Название
Характеристика
Распространение
Сосна
Ель
Лиственница
Можжевельник
Проверка на доске.
VI. Физкульминутка: (под музыку)
Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (Подняли все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Встали на носочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (Не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад).)
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты)
А теперь, мы детально рассмотрим строение хвои и шишек, а также внешний вид голосеменных растений. (Объяснение целей работы, последовательность её выполнения.)
На партах у учащихся инструктивные карточки.
VII. Лабораторная работа на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений» (работа в группах).
VIII. Обобщение и закрепление знаний (работа в парах) :
Выполнение задания практикума. Используя содержание параграфа учебника, заполните таблицу.
Сравнительная характеристика папоротников и голосеменных растений Черты различия папоротникообразных и голосеменных растений
Признак
сравнения Папоротникообразные Голосеменные
Жизненная
форма Травянистые, редко — древовидные растения Деревья, реже — кустарники и стелющиеся формы
Форма листа Листья (вайи) крупные, цельные или сильно рас-сеченные. Вечнозеленые или отмирающие на зиму Листья игловидные, че-шуевидные, чаще всего вечнозеленые
Оплодотво
рение Подвижными мужскими гаметами-сперматозоида-ми при наличии капельножидкой воды Неподвижными мужски-ми гаметами-спермиями без участия воды
Размножение Спорами Семенами
IX. Домашнее задание. Параграф 17, термины и понятия.
X. Итог урока. Выводы с урока
Устный опрос. Выставление и аргументация оценок
XI. Рефлексия
Сегодня урок :
лёгкий – трудный
интересный – скучный
полезный – ненужный
Я ученик:
старательный – ленивый
внимательный – невнимательный
урок усвоил – не усвоил
Спасибо всем за урок. До свидания.