Ольга Мацнева
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с ОНР
Полноценное владение связной речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Одна из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи – низкий уровень развития связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.
Публикация «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для детей с общим недоразвитием речи характерны : дефектное произношение звуков, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение слоговой структуры слов. Кроме того, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Поэтому, наряду с общепринятыми приёмами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с общим недоразвитием речи и постепенной активизации нарушенных функций.
Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники. Это связано с тем, что у дошкольников с ОНР память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту, но у них заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Использование мнемотехники для развития речи детей становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц во время ООД по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако, для развития связной речи применения одних искусcтвенных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания, являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, установленные как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо известным.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также чем его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.
На начальных этапах работы дети знакомятся с готовыми мнемотаблицами по разным лексическим темам, позднее дети самостоятельно могут придумать и составлять таблицы.
Во время ООД дети учатся не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Учитель-логопед на доске заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделённых на несколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом предмете.
Мнемотаблицы можно составить о любом животном, игрушке, предмете или явлении природы.
На начальных этапах обучения пересказу (на примере сказок «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок») рекомендуется использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации можно заменить условными символами, которые помогут детям учиться составлять план пересказа. При пересказе сказки детьми с опорой на символы, на начальном этапе для упрощения работы с мнемотаблицей, символы нумеруются по порядку, для того чтобы дети заранее знали о чём будет следующее предложение в их пересказе. Когда дети освоили работу с мнемотаблицей, цифровые зарисовки можно убрать.
На более поздних этапах можно предложить детям самим придумать окончание сказки. Детям предлагается готовая мнемотаблица к сказке, но последние две ячейки остаются пустые. Задача детей состоит в том, чтобы придумать своё окончание сказки, зашифровать в рисунке-символе, а затем рассказать её.
Результаты работы показывают, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала, введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием описательных и повествовательных текстов, их связностью. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Анализ рассказов выявляет, что использование символической аналогии при пересказе, составлении рассказов по картинке или творческих рассказов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит : «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».