Получи документы

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с ОНР

Ольга Мацнева
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Полноценное владение связной речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Одна из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи – низкий уровень развития связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.

Темочки:

Для детей с общим недоразвитием речи характерны : дефектное произношение звуков, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение слоговой структуры слов. Кроме того, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Поэтому, наряду с общепринятыми приёмами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с общим недоразвитием речи и постепенной активизации нарушенных функций.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники. Это связано с тем, что у дошкольников с ОНР память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту, но у них заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Использование мнемотехники для развития речи детей становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц во время ООД по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако, для развития связной речи применения одних искусcтвенных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания, являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, установленные как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо известным.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также чем его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.

На начальных этапах работы дети знакомятся с готовыми мнемотаблицами по разным лексическим темам, позднее дети самостоятельно могут придумать и составлять таблицы.

Во время ООД дети учатся не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Учитель-логопед на доске заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделённых на несколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом предмете.

Мнемотаблицы можно составить о любом животном, игрушке, предмете или явлении природы.

На начальных этапах обучения пересказу (на примере сказок «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок») рекомендуется использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации можно заменить условными символами, которые помогут детям учиться составлять план пересказа. При пересказе сказки детьми с опорой на символы, на начальном этапе для упрощения работы с мнемотаблицей, символы нумеруются по порядку, для того чтобы дети заранее знали о чём будет следующее предложение в их пересказе. Когда дети освоили работу с мнемотаблицей, цифровые зарисовки можно убрать.

На более поздних этапах можно предложить детям самим придумать окончание сказки. Детям предлагается готовая мнемотаблица к сказке, но последние две ячейки остаются пустые. Задача детей состоит в том, чтобы придумать своё окончание сказки, зашифровать в рисунке-символе, а затем рассказать её.

Результаты работы показывают, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала, введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием описательных и повествовательных текстов, их связностью. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Анализ рассказов выявляет, что использование символической аналогии при пересказе, составлении рассказов по картинке или творческих рассказов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит : «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 25 февраля 2021 в 01:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мацнева (УИ 980611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД