МААМ-картинки

Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Ирина Александровна
Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления»

К. И. Чуковский.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются память, внимание, усидчивость, работоспособность.

Публикация «Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.

В нашем мире дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Для достижения лучших результатов я пробую применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых можно, хотя бы частично снять возникающие трудности в развитии детей данной группы.

Известно, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Именно поэтому в работе с такими детьми как нельзя лучше мне подошла мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты педагогической диагностики моих воспитанников подтверждают наличие этой проблемы: речь детей ограниченными возможностями здоровья носит ситуативный характер, выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы, лексически бедная, недостаточный словарный запас, плохая дикция, употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная. Учитывая потребности и особенности речевого развития детей нашей группы, а также возможности мнемотехники я решила использовать данную технологию в своей работе с детьми ограниченными возможностями здоровья. Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время.

В связи с этим, я поставила цель: создать условия для развития речевой активности детей ограниченными возможностями здоровья посредством использования мнемотехники и в этом мне помогает разработанный мною проект «Чудо-мнемотехника».

Проект уже не первый год помогает мне успешно развивать речь детей. Ребята со временем сами проявляют интерес к созданию и изображению мнемотаблиц. В результате реализации проекта и работы с ним оформлено методическое пособие, включающее в себя: картотеку мнемотаблиц для работы с детьми по блокам; картотеку дидактических игр для развития речи детей; тематические буклеты и папки-передвижки для родителей и педагогов; консультации, методические рекомендации, памятки, презентации, анкеты для педагогов и родителей. Все это помогает мне работать с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья.

Результаты работы с детьми ограниченными возможностями здоровья по проекту оправдывают себя:

• у детей формируется умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п. ;

• дети связно, последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники, обогатился словарный запас.

Благодаря работе с мнемотаблицами у детей ограниченными возможностями здоровья повысился интерес к художественной литературе, что, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для современных дошкольников.

Я убеждена, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Все это в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья поможет учиться в школе: при написании текстов, для запоминания стихотворений дети могут выстроить цепочку символов, а также для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и вам самим.

Попробуйте и увидите результат! Работа с мнемотаблицей нравится детям. Это очень интересно и увлекательно!

Тарасова Ирина Александровна,

воспитатель комбинированной группы

МКДОУ д/с № 11 «Снегирёк»

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 12:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД