МААМ-картинки

Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников

Эльвира Латыпова
Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников.

Консультация для воспитателей.

Я хочу предоставить вашему вниманию свой педагогический секрет на тему «Мнемотехника - педагогическая технология в речевом развитии дошкольников».

Публикация «Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Почему я выбрала именно эту педагогическую находку? Ответ на этот вопрос прост. Я считаю, что данные наработки продиктованы самим временем.

В настоящее время в связи с требованиями ФГОС перед нами поставлена основная цель - воспитание деятельной, любознательной, коммуникативно-активной личности. Но всесторонне развитие личности невозможно без грамматически развитой речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время все чаще у детей наблюдается: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Как правило, у таких детей снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

Один вопрос не давал нам покоя: «Почему мы проводим большую работу с детьми на занятиях и вне занятий, стараемся дать детям много интересной информации, а результаты оставляют желать лучшего?» Анализ показал, что одной из важнейших составляющих данной проблемы является неспособность детей к запоминанию. А ведь, память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности ребенка дошкольника.

Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из своей жизни.

При обучении детей я обратили внимание на такую методику, как мнемотехника. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Как раз в этом возрасте у дошкольников преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. В этом и состоит актуальность мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Инновационость заключается в том, что мнемотехника - это совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

принцип интеграции (интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности);

комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы;

принцип экономичности и универсальности - мнемотехнику можно с успехом применять в любой образовательной области.

Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, я использую в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, потешек, обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Как любая работа, мнемотехника строится на основе плавного перехода от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотехника помогает развивать :

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

В своей работе, начиная с 1 младшей группы, я использую мнемоквадраты, мнемодорожки, а со 2 младшей группы использовала мнемотаблицы.

Передо мной стояла задача:

Познакомить детей с графическим способом предоставления информации.

Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки. Мнемодорожка - это полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 18:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Латыпова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД