Ольга Александрова
Мнемотаблицы как способ развития связной речи детей с ОНР
Для детей с общим недоразвитием речи характерны : скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Большинство из них страдает нарушениями памяти, внимания, несовершенством логического мышления. Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни - очень трудно.
Для того, чтобы процесс обучения был для детей интересным, развивающим, мы всегда используем наглядный материал, так как знаем, что слуховая память и продуктивность запоминания у этих детей снижены.
Публикация «Мнемотаблицы как способ развития связной речи детей с ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту, и их зрительная память практически не отличается от нормы. Учитывая этот факт, педагоги ищут всё новые пути совершенствования наглядности.
Наряду с общепринятыми приёмами использования наглядности, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна.
К таким приёмам относятся приёмы мнемотехники.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Ускоряется процесс запоминания и усвоения материала, формируются приёмы работы с памятью.
Использование мнемотехники позволяет эффективно исправлять эти недостатки, делать речь малышей богатой и красивой. Кроме того, она помогает развитию :
При составлении мнемотаблиц для развития речи для конкретного слова используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, малыш может легко запомнить и воспроизвести нужный текст.
При этом информация привязывается не только к самой картинке, но и к ощущениям, которые с ней ассоциируются (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединяются в ассоциативный ряд, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует запоминанию и воспроизведению информации.
Другими словами, мнемотаблица – это определенная, конкретная схема, выступающая в роли наглядного пособия и передающая нужную информацию.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
2. Формирование навыков перекодирования информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазии.
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются :
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т. д.
Работа при обучении с помощью мнемотаблиц выстраивается следующим образом:
1. Изучение детьми мнемотаблиц, обсуждение изображений.
2. Преобразование информации из картинок в образы.
3. По предоставленной мнемотаблице пересказывают сказку, рассказ.
Не нужно забывать, что процесс развития связной речи должен проходить не только в детском саду, но и дома. Большую роль в развитии ребенка и становления его как личности играет его семья, а в частности родители. Поэтому необходимо поставить перед родителями детей факт того, что дома им необходимо будет заниматься. При необходимости родителям можно проводить консультации с педагогами по методике мнемотехники. Если дома отсутствует какой-либо дидактический материал по данному методу, можно предоставить копии с занятий по средствам электронной передачи данных (электронная почта, жесткие носители памяти) или передать материал для размножения копий.
Подготовка материала по методу мнемотехники требует очень детальный отбор. Необходимо подготовить наглядное пособие в зависимости от возраста, а так же подобрать набор игр для проведения занятий. Ведь не стоит забывать, что весь процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети тогда охотнее и с радостью идут на контакт, преодолевая робость и, конечно же, лучше воспринимают материал.
Высоким результатом считается самостоятельное применение мнемотаблиц, т. е. ребенок может сам рассказывать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свои истории.
Дети часто сбиваются с мыслей, быстро переключают свое внимание, не успевая закончить начатую мысль. Именно мнемотаблицы помогают сконцентрироваться и научиться ребенку последовательно выстраивать свой рассказ, выражать свои мысли.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. В своей работе мы очень активно используем мнемотаблицы со сказками. Начиная со старшей группы происходит знакомство с «зашифрованной картинкой», как называют ее дети. Мы берем в основном русские народные сказки. В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы :
1. Читаем сказку вслух.
2. Рассматриваем изображения в таблице.
3. Производим «перекодировку», расшифровывая условные обозначения. Так, острые зубы символизируют волка, геометрические фигуры – крышу теремка и новый просторный домик, который построили животные.
4. Предлагаем детям пересказать историю с опорой на символы.
5. Следующий шаг – раскрашивание элементов или восстановление целой таблицы по памяти.
Изображения главных героев и их действий служат прекрасной подсказкой. Остается только подобрать нужные слова и правильно сформулировать предложения – и ваш малыш превратится в профессионального сказочника.
Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице
Начинать стоит с самых простых таблиц, состоящих из 4 (2х2) клеток, постепенно усложняя задачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами смогут составить рассказ-описание. Обучение состоит из нескольких этапов:
1. Сначала рассматриваем и подробно обсуждаем каждую картинку. Задаем детям наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и других характеристиках.
2. «Перекодируем» информацию, зашифрованную в условных знаках. Всем детям должно быть понятно, о чем идет речь.
3. Предлагаем составить фразы к каждому мнемоквадрату.
4. Объединяем их в рассказ, произносим его вслух.
5. Убираем таблицу и предлагаем детям воспроизвести ее графически по памяти.
6. Теперь наступает очередь детей изложить свой вариант рассказа.
Так постепенно таблицы становятся все больше, а тексты сложнее. Но какую бы тематику вы ни затронули, алгоритм обучения составлению рассказов останется неизменным.
Развитие связной речи у детей с внедрением методик мнемотехники показывает первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов, мнемодорожек или мнемотаблиц дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.
Заключение: Использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи детей, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение связной речи, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
Список литературы.
1. Большева. Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.
2. Воробьева. В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Гурьева. Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.
4. Ефименкова. Л. Н. Формирование речи у дошкольников.
5. Омельченко. Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед»,2008, №4, с. 102-115.
6. Ткаченко. Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
7. Широких. Т. Д. Учим стихи – развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с. 59-62.