Алла Прафенюк
Занятие по речевому развитию в экспериментально-исследовательской деятельности «Всем он хорошо знаком-желтый умница лимон»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ № 2 «Детский сад № 2 п. Теплоозёрск»
Речевое развитие
в экспериментально-исследовательской деятельности
«Всем он хорошо знаком –
желтый умница лимон»
Парфенюк Алла Владимировна
воспитатель первой категории
Апрель, 2016г.
Цель:
Учить делать выводы доступные данному возрасту; развивая речь детей. Формировать любознательность, умение восхищаться, радоваться новым открытиям.
Публикация «Занятие по речевому развитию в экспериментально-исследовательской деятельности „Всем он хорошо знаком-желтый умница лимон“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Продолжать заинтересовывать детей принимать личное участие в элементарных исследовательских процессах.
Расширять представления о растении лимон.
Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.
Виды деятельности : познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: беседы о фруктах, проведение опытов и исследований с разными предметами (воздух, песок, крупы, магнит, презентация «Цитрусовые».
Словарная работа: экзотический, рецепторы, дольки лимона, блиц-опрос.
Индивидуальная работа: учить выражать свои мысли по определенному опыту Артёма, Вику.
Работа с родителями: домашнее задание – найти информацию о лимоне, используя разные источники (энциклопедии, интеренет). Создание презентации «Всем он хорошо знаком жёлтый умница – лимон» (Люксина О. Н.).
Материал: презентация о лимоне, лимоны, по 2 чашки с чаем, чайные ложечки, дольки лимонов, стаканы со сладким сиропом, лимонная кислота, соломинки для лимонада, весы, чаша с водой и 2 лимона, лист бумаги с нанесенным лимоном рисунком, утюг, бутылка с водой с уксусом, сода, воздушный шарик, скотч.
Ход
Организационный момент
- Ребята, вы поздоровались с гостями, мы сегодня с вами утром сказали друг другу «здравсвуйте».
- Как вы думаете, что означает слово «здравствуй»?
- Совершенно верно – говоря «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья.
- Сегодня наше заседание исследовательской лаборатории будет посвящено экзотическому фрукту округлой формы желтого цвета, который оказывает полезное действие на наше здоровье.
Вводная часть
- Прежде, чем приступить к исследованию, нам необходимо поближе познакомиться с лимоном.
- Вам было дано домашнее задание - с родителями найти информацию о лимоне. Вы справились с этим заданием?
- Давайте, присядем и выслушаем друг друга. При рассказах вам будут помогать слайды о лимоне.
(Дети рассказывают о лимоне, рассказы сопровождаются слайдами).
1 слайд. Стихотворение
2 слайд. Цитрусовые.
3 слайд. Дерево лимон в природе и в домашних условиях.
4 слайд. Составляющие лимона (цвет, форма, состав).
5 слайд. Рецепторы языка, определяющие вкус (кислый, горький, сладкий, соленый).
6 слайд. Родина лимона. Как попал в Россию.
7 слайд. Применение лимона для здоровья.
- Спасибо, ребята вам и вашим родителям! Мне было интересно вас выслушать.
- Главным качеством лимона является его полезность. В нем очень много витаминов. Надо есть лимоны, чтобы оставаться здоровыми и никогда не болеть!
- Лимоны очень кислые на вкус, так как в них содержится лимонная кислота (показ).
Лимонная кислота – это кристаллическое вещество белого цвета, хорошо растворяется в воде. Лимонная кислота имеет много полезных свойств и поэтому используется во многих областях жизнедеятельности человека.
Основная часть
- О лимоне мы многое узнали, сейчас проведем опыты и узнаем, почему лимон называют чудом, умницей и волшебником.
1 опыт называется «Тонет – не тонет»
Нам необходимо: весы, емкость с водой и парочка лимонов (один очищенный, второй в кожуре).
- Положим оба лимона на чаши весов.
- Какой лимон тяжелее?
- Как вы думаете, какой лимон потонет?
- Положим оба лимона в ёмкость с водой.
- В чем же секрет – почему лёгкий лимон потонул, а тяжелый нет? (секрет в кожуре)
- Возьмите по 1 лимону и рассмотрите его – что вы видите на кожуре? (в кожуре ямочки)
- Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом.
Сделайте вывод: в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды.
2 опыт: «Тайное послание»
- Как вы понимаете – «тайное»?
- У меня в руках лист, на котором мы с вами утром нанесли рисунок.
- Виден ли он?
- Расскажите, о наших действиях.
- выдавили сок из лимона;
- взяли палочки;
- обмакивая в лимонный сок, рисовали на листе разные предметы.
- Что-нибудь видно?
- А сейчас мы прогладим лист бумаги утюгом.
- Что происходит?
- Давайте подумаем, что произошло.
Вывод: при нагревании лимонный сок темнеет.
3 опыт: «Чай с лимоном»
Для этого эксперимента нам понадобятся чашки с чаем, ложечки и дольки лимона.
- Возьмите две чашки с чаем.
- В одну положите дольку лимона – что происходит с цветом чая?
- Как вы думаете, изменился ли вкус?
- Лимон нужно класть в теплый чай, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества лимона разрушаются.
- Попробуйте чай без лимона и чай с лимоном.
- Какой чай понравился больше и почему? (чай стал кислым, приятным на вкус, полезным).
- Почему чай изменил свой цвет?
Сделайте вывод: лимонная кислота выбеливает цвета, в кислоте чай светлеет.
4 опыт: «Вкусный лимонад»
- Ребята, скажите, что можно ещё приготовить из лимона? (Лимонад)
Для этого нам понадобятся лимонная кислота, сладкий сироп, соломинки и стаканы.
- Сделайте один глоток, а теперь обмакните трубочку в лимонную кислоту и помешайте ею в стакане, и снова сделайте глоток.
- Получили мы лимонад?
- Если вам захочется сделать дома лимонад, как вы расскажете маме о его приготовлении?
5 опыт: «Лимон надувает воздушный шар»
Этот опыт я покажу сама, а вы будете зрителями. Мне понадобится: бутылка с водой, 1 ч. л. пищевой соды, лимонная кислота, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, скотч.
У меня есть бутылка, вода с уксусной кислотой, в которую я насыплю лимонную кислоту и 1 ч. ложку соды. Надену шарик на горлышко бутылки.
- Что происходит?
Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.
Заключительная часть
- Вот и закончилось наше заседание исследовательской лаборатории.
- Закрепить всё, что нам стало известно о чудо-лимоне, нам поможет блиц-опрос.
- Что такое блиц-опрос? (быстрый вопрос – быстрый ответ).
Вопросы:
1. О каком фрукте говорят: чудо, умница и волшебник? (Лимон)
2. Какой вкус имеет лимон? (Кислый)
3. Как называется Родина лимона? (Индия)
4. Лимон – это дерево или кустарник? (Дерево)
5. Чего много в лимоне? (Лимонной кислоты)
6. Что можно приготовить из лимонной кислоты? (Лимонад)
7. Для чего надо кушать лимоны? (Для здоровья)
8. Как называется основной витамин лимона? (Витамин С)
ЛИМОН
Спасибо за внимание и будьте здоровы!