Наталья Сертакова
Минимузей «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.
Первый этап, подготовительный - планирование.
На этом этапе необходимо:
- Познакомить педагогов с принципами функционирования мини-музеев, разработанных на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л. С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Джона Дьюи, Жана Пиаже, Марии Монтессори, а также ученых-музееведов А. В. Бакушинского, Е. В. Волковой, В. Г. Лурье и др. К ним относятся:
Публикация «Минимузей „Русская матрешка“» размещена в разделах
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей. Принцип, позволяющий ребенку почувствовать свою внутреннюю связь с миром.
4. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. Данный принцип предполагает учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам).
- Разработать тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций в соответствии с тематикой занятий образовательной программы.
- С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провести анкетирование родителей воспитанников ДОУ. Анкетирование проводится анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования выясняется, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также анализируется степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.
- Определить перспективы создания мини-музеев и разработать алгоритм по созданию мини-музеев в группах :
1) выбор темы мини-музея,
2) определение места размещения мини-музея,
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления мини-музея,
5) подбор экспонатов,
6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея,
10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
- Создать творческую группу педагогов, которые будут курировать работу по созданию мини-музеев.
Второй этап, практический - создание мини-музеев.
Работа на этом этапе строится в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музеев в группах. Необходимо учитывать, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. На данном этапе происходит выбор темы мини-музея и определение места размещения мини-музея. Месторасположение мини-музеев определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для
На базе мини-музеев экологического содержания можно организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс-экспозиции». Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с узкими специалистами (психологом, воспитателем, воспитателем по изобразительной деятельности, родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев.
К подбору экспонатов привлекаются родители.
Здесь необходимо руководствоваться следующими принципами:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
Необходимо также выбрать разнообразные формы работы с экспозициями мини-музеев. Это могут быть: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
Необходимо разработать конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделать подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.
Работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь и доставляет взаимное удовлетворение.
Третий этап, презентационный - представление мини-музеев.
На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.
Четвертый этап, деятельностный - функционирование мини-музеев.
Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Умка» организована система мини-музеев. Созданы такие мини-музеи, как «Русская изба», «История русской матрешки», «Памяти Великой Отечественной войны».
Основная идея работы педагогического коллектива по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса и развития речи дошкольников.
В группе №22 создан мини-музей «История русской матрешки». Целями и задачами создания мини-музея явились :
Знакомство детей с первой русской игрушкой, знания об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнать о том, почему матрёшка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью.
В создании мини-музея принимали участие не только педагоги, но и ребята и их мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, сделанные своими руками, помогали в оформлении экспозиции.
Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т. к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них. Наши матрешки были изготовлены из различных материалов: из ниток, из картона, из компьютерных дисков, из бумаги, из теста, пластилина, связанные крючком и т. д. Матрешки получились разные по форме и размерам.
Детей привлекают разнообразные виды матрешек. В мини-музее есть различные виды матрешек Семеновская, Полохов- Майданская, Тверская, Воронежская. Также в музее есть много песен, потешек, загадок, сказок, игр о матрешке
Мини-музей расположился в групповой и часть экспонатов в раздевальной комнатах, каждый желающий имеет возможность полюбоваться красотой и необычностью матрешек.
Мини-музей создан на основе системного подхода, который заключается в том, что любой объект (предмет музея) не существует сам по себе, он является частью чего-то. Объект состоит из каких-то деталей, частей. У него есть прошлое, будущее, есть друзья и враги. Метод системного оператора позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон и получить о нем полное представлении. Мини-музей способствует познавательному развитию детей.
Параллельно с рассматриванием, исследованием экспонатов мини-музея проводятся образовательная деятельность – изобразительная деятельность, лепка, аппликация, где дети сами стараются изобразить различные виды матрешек от кубышки до матрешки Богатыря. Мальчики с энтузиазмом рассматривают и зарисовывают военное обмундирование богатырей. Девочки стараются рассмотреть и перерисовать узоры на платках и передниках русских красавиц. Дети с удовольствие играют в сюжетно-ролевую игру «Экскурсия в музей», где все задействованы в определенных ролях: кассиров, экскурсовод, смотритель, экспозиционеры, научные сотрудники.
Можно выделить следующие разделы и экспонаты данного мини-музея :
1. «Этапы изготовления матрешки».
2.«История русской матрешки».
3. «Виды матрешек».
4.«Матрешки в детском творчестве».
5. «Виды росписи матрешек»
6. «Литература о матрешках»
8. Уголок самостоятельной деятельности.
- игры «Дерево загадок»
9. Наблюдение.
Параллельно с рассматриванием экспонатов мини-музея проводятся наблюдения за формой различных матрешек, сравнение узоров и одежды, состав куколок, рост.
Также в группе состоялась презентация мини-музея «История русской матрешки»
Прежде чем открыть наш минимузей мы с детьми провели огромную работу по подготовке. Изучили правила пребывания в музее посетителей
В минимузееузея ЗАПРЕЩАЕТСЯ : 1. Находиться с продуктами питания, мороженым, бутылками с водой и пр.
2. Портить информационные стенды и указатели, наносить надписи и рисунки, срывать этикетки, тексты.
3. Засорять и загрязнять территорию Музея.
4. Громко разговаривать, шуметь, баловаться.
В минимузее есть свои работники. Экскурсоводы, это люди, которые увлекательно рассказывают об экспонатах, имеющихся в минимузее. Они повествуют истории появления той или иной матрешки в экспозиции.
Смотритель-это человек, который следит за порядком. Он предупреждает разбаловавшихся детей о культуре поведения в общественном месте.
Администратором в минимузее становиться воспитатель, у него можно узнать ответы на все интересующие вопросы по организации экскурсий и посещения музея.
Дети и родители с большим энтузиазмом подошли к открытию, заказали афишу, где указывалось, когда и во сколько откроется минимузей. Подготовили входные билеты. Взяли напрокат или сшили русские народные костюмы. Выучили с детьми стихи и песни о русской матрешке. Приготовили пирожки и пирожные, в виде матрешек, чтобы угостить посетителей.