Татьяна Фунт
НОД в подготовительной группе «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Образовательные:
• Познакомить детей с историей возникновения русской матрешки, видами, особенностями росписей: Семеновской, Сергиево-Посадской (Загорской, Полхов-Майданской матрешек.
• Расписать плоскостную игрушку – матрешку
Развивающие:
• Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России.
• Развивать творческие способности и фантазию детей через приобщение к народно-прикладному искусству.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к культуре своих предков.
• Воспитывать эстетический и художественный вкус.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
• Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал и оборудование.
- Шкатулка.
- Большая кукла-матрешка.
- Плоскостные фигуры матрешек.
- Шаблоны матрешек для расписывания (17 шт.)
- Краски, баночки с водой, кисточки, салфетки.
- Ноутбук.
- Проектор.
Ход занятия.
Организационный момент.
Под музыку дети входят в зал и останавливаются полукругом.
Воспитатель:
Дети, какие вы сегодня нарядные, красивые. Посмотрите, как много у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
А теперь улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, покажем, что у нас хорошее настроение, что мы готовы творить и фантазировать.
Замечательно, а теперь присаживаемся на свои стульчики.
Воспитатель:
Дети, у нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить мы сегодня будем о сувенирах. Ребята, а что же такое сувенир?
Дети:
1) Сувенир – это подарок на память.
2) Сувенир – это художественное изделие, какая-то вещь, как память о поездке в другую страну или город.
Воспитатель:
Это может быть что?
Дети:
Открытка, книга, магнитик, игрушка, статуэтка, ваза, шкатулка, бусы.
Воспитатель:
То есть сувенир – это любая вещь, привезенная откуда-то и подаренная на память родственникам, друзьям или оставленная себе. Сувениры бывают разные, но каждый по-своему красив и дорог.
Дети, нам сегодня из музея передали вот эту удивительную шкатулку. Давайте попросим шкатулку открыть секрет, что же там лежит. Послушайте, какие слова мы ей скажем:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети повторяют)
Воспитатель:
Дети, в этой шкатулке, находится сувенир. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Здесь лежит для вас игрушка
Не лошадка, не Петрушка.
Здесь красавица – девица:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …. (Матрешка)
Да, ребята, здесь матрешка. Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березой, самоваром и балалайкой она стала символом нашей страны России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне: сто лет
Вместе с Ванькой - встанькой, как живая
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемности и страсти
Истинную русскую красу.
На щеках навел ее румянец,
Небо синь плеснул в ее глаза,
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, иди, гуляй по свету,
Весели себя, честной народ.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере – творце.
Воспитатель:
• Из чего сделана матрешка? (Из дерева)
• А, если она из дерева, то она какая? (Деревянная, легкая, гладкая)
• А деревянная, как что? (Стол, стул, двери, подоконник, оконная рама, кубики, пол и т. д.)
• Как вы думаете, почему деревянную куклу назвали матрешка?
Дети:
Одни историки утверждают, что имя произошло от женского имени на Руси – Маша, а другие – Матрена.
Воспитатель:
Двадцать лет назад в популярной передачи «Что? Где? Когда?» знатокам был задан вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери» Знатоки не ответили. Ребята, а вы знаете кто это? (Матрешка)
А почему считают, что у матрешки два отца?
Дети:
Очень давно, жил-был токарь – игрушечник Василий Звездочкин. Он выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал ее. То есть над изготовлением матрешки трудились два мастера.
Воспитатель:
Какой была первая матрешка? Первая матрешка состояла из семи кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха (Слайд №1)
Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек, как память о нашей стране, как сувенир. Так как же в России появилась матрешка?
1. По одной версии прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо. (Слайд №2)
2. По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи, Фукурумы – лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. Внутри фигурки прятались две фигурки поменьше.
Очень понравилась эта фигурка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали «Матрешка». (Слайд №3)
Наиболее распространенными матрешками считаются :
Сергиево-Посадская (Загорская) (Слайд №4)
Семеновская (Слайд №5)
Полхов-Майданская (Слайд №6)
Воспитатель:
Ребята, я знаю, что матрешки очень любят красоваться друг перед другом своими нардами. Давайте подслушаем разговор трех матрешек – подружек.
(Выходят трое детей, берут плоскостные матрешки)
Первая матрешка – Загорская :
Я – Загорская матрешка
Всех на свете краше!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Вторая матрешка – Семеновская :
Из города Семенова
Я в гости к вам пришла
Букет цветов садовых
В подарок принесла.
Третья матрешка – Полхов-Майданская :
Я матрешка из Майдана
Могу стать звездой экрана
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными
Спелыми и красными.
Первая матрешка – Загорская :
Я простая русская красавица. На мне простой русский наряд : сарафан, кофта, передник и платок. В руки мне могут дать самовар, петушка, корзину, букет цветов. Форма моя добротная, устойчивая, крутобокая.
Вторая матрешка – Семеновская :
А семеновские матрешки одеты в светлые яркие желтые и красные платки и сарафаны. Алые розы, маки, ягоды собраны в букеты, которые мы держим в руках. Главным в моем наряде считается передник.
Третья матрешка – Полхов-Майданская :
Ну, подружки, по форме и краскам вам со мною не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная! Я тоньше, выше и стройнее вас. Голова у меня чуть-чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. И краски я люблю яркие. Платок на мне ярко-красный, юбка фиолетовая. Хороша я – полюбуйтесь на меня.
Первая матрешка – Загорская :
А меня игрушечные мастера наделили добротой, скромностью, трудолюбием.
Вторая матрешка – Семеновская :
Нас расписывают по золотому фону. Краски кажутся необычайно чистыми, яркими. И еще именно в городе Семенове была сделана самая многоместная матрешка. В одной кукле вмещалось 72 матрешки.
Воспитатель:
Ребята, вы поняли из разговора подружек – матрешек, чем они отличаются друг от друга.
Дети:
Росписью, формой, цветом, узорами.
Воспитатель:
Какие краски использовал художник?
Дети:
Яркие, насыщенные, разноцветные, сочные.
Воспитатель:
А если художник использовал разноцветные краски, какие матрешки получились?
Дети:
Яркие, красивые, расписные, веселые, чудесные, изумительные, восхитительные, идеальные, великолепные, превосходные.
(Девочки садятся на места)
Воспитатель:
Ребята, в настоящее время большое распространение получает авторская матрешка, когда художники комбинируют в одной матрешке элементы разных видов матрешек. Обратите внимание, какие они все разные:
Матрешки со сказочными героями (Слайд № 7)
Матрешки с репродукциями картин (Слайд № 8)
Матрешки с букетами (Слайд № 9)
Матрешки в образе детей (Слайд № 10)
Матрешки с изображением праздника, например Масленица (Слайд № 11)
Матрешки с картинками на школьную тематику (Слайд № 12)
Воспитатель:
Ребята, какие неповторимые удивительные авторские матрешки. А теперь давайте покажем, какие же они озорные.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопают)
На ногах сапожки (руки на пояс, ногу выставляют на пятку)
Топают матрешки (топают)
Влево, вправо наклонились (наклоняются в стороны)
Всем знакомым поклонились (наклоны головой)
Девчонки озорные (руки на пояс, повороты вокруг себя)
Матрешки расписные (руки вперед)
Воспитатель:
Ребята, а теперь давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерской художники украшают свои сувениры росписью. Посмотрите, художники оставили свои работы незаконченными. Давайте поможем им.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза,
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. (Легонько поворачиваю детей).
Открывайте глазки, проходите за столы. Вы теперь мастера.
(Дети садятся)
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело,
Выбирай любой узор, чтобы радовал он взор.
Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина, терпение и старание.
(Под русскую народную мелодию дети расписываю матрешек)
Воспитатель:
Ребята, какие чудесные матрешки у вас получились! Вас по праву можно назвать настоящими мастерами, художниками. За ваш труд, умение и старание я приготовила вам награду – медали. Вы их заслужили.
Для вручения наград выйдите из-за столов и станьте полукругом. (Вручение медалей)
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что сегодня праздник – День рождения русского сувенира матрешки. Давайте подарим нашим гостям частушки о матрешках.
(дети исполняют частушки)
Воспитатель:
В честь праздника русского сувенира вам сладкое угощение!