МААМ-картинки

НОД в подготовительной группе «Русская матрешка» (10 фото)

Татьяна Фунт
НОД в подготовительной группе «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи.

Образовательные:

• Познакомить детей с историей возникновения русской матрешки, видами, особенностями росписей: Семеновской, Сергиево-Посадской (Загорской, Полхов-Майданской матрешек.

• Расписать плоскостную игрушку – матрешку

Развивающие:

• Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России.

• Развивать творческие способности и фантазию детей через приобщение к народно-прикладному искусству.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к культуре своих предков.

• Воспитывать эстетический и художественный вкус.

Публикация «НОД в подготовительной группе „Русская матрешка“» размещена в разделах

• Воспитывать самостоятельность, активность.

НОД в подготовительной группе «Русская матрешка»
Фото «Русская матрешка»

Материал и оборудование.

- Шкатулка.

- Большая кукла-матрешка.

- Плоскостные фигуры матрешек.

- Шаблоны матрешек для расписывания (17 шт.)

- Краски, баночки с водой, кисточки, салфетки.

- Ноутбук.

- Проектор.

Ход занятия.

Организационный момент.

Под музыку дети входят в зал и останавливаются полукругом.

Воспитатель:

Дети, какие вы сегодня нарядные, красивые. Посмотрите, как много у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

А теперь улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, покажем, что у нас хорошее настроение, что мы готовы творить и фантазировать.

Замечательно, а теперь присаживаемся на свои стульчики.

Воспитатель:

Дети, у нас с вами есть очень интересная тема для разговора. Говорить мы сегодня будем о сувенирах. Ребята, а что же такое сувенир?

Дети:

1) Сувенир – это подарок на память.

2) Сувенир – это художественное изделие, какая-то вещь, как память о поездке в другую страну или город.

Воспитатель:

Это может быть что?

Дети:

Открытка, книга, магнитик, игрушка, статуэтка, ваза, шкатулка, бусы.

Воспитатель:

То есть сувенир – это любая вещь, привезенная откуда-то и подаренная на память родственникам, друзьям или оставленная себе. Сувениры бывают разные, но каждый по-своему красив и дорог.

Дети, нам сегодня из музея передали вот эту удивительную шкатулку. Давайте попросим шкатулку открыть секрет, что же там лежит. Послушайте, какие слова мы ей скажем:

Нам, шкатулка, дай ответ,

Поскорей открой секрет.

(Дети повторяют)

НОД в подготовительной группе - фото

Воспитатель:

Дети, в этой шкатулке, находится сувенир. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Здесь лежит для вас игрушка

Не лошадка, не Петрушка.

Здесь красавица – девица:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …. (Матрешка)

Да, ребята, здесь матрешка. Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березой, самоваром и балалайкой она стала символом нашей страны России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Кто матрешку создал, я не знаю,

Но известно мне: сто лет

Вместе с Ванькой - встанькой, как живая

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемности и страсти

Истинную русскую красу.

На щеках навел ее румянец,

Небо синь плеснул в ее глаза,

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

Ну, иди, гуляй по свету,

Весели себя, честной народ.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере – творце.

Воспитатель:

• Из чего сделана матрешка? (Из дерева)

• А, если она из дерева, то она какая? (Деревянная, легкая, гладкая)

• А деревянная, как что? (Стол, стул, двери, подоконник, оконная рама, кубики, пол и т. д.)

• Как вы думаете, почему деревянную куклу назвали матрешка?

Дети:

Одни историки утверждают, что имя произошло от женского имени на Руси – Маша, а другие – Матрена.

Воспитатель:

Двадцать лет назад в популярной передачи «Что? Где? Когда?» знатокам был задан вопрос: «Кто я такая? У меня два отца и ни одной матери» Знатоки не ответили. Ребята, а вы знаете кто это? (Матрешка)

А почему считают, что у матрешки два отца?

Дети:

Очень давно, жил-был токарь – игрушечник Василий Звездочкин. Он выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин расписал ее. То есть над изготовлением матрешки трудились два мастера.

Воспитатель:

Какой была первая матрешка? Первая матрешка состояла из семи кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха (Слайд №1)

Фото №1 Образовательные Познакомить детей с историей возникновения русской матрешки видами особенностями росписей Семеновской Сергиево Посадской Загорской Полхов Майданской матрешек

Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек, как память о нашей стране, как сувенир. Так как же в России появилась матрешка?

1. По одной версии прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо. (Слайд №2)

Фото №2 Расписать плоскостную игрушку матрешку Развивающие Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России

2. По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи, Фукурумы – лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. Внутри фигурки прятались две фигурки поменьше.

Очень понравилась эта фигурка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали «Матрешка». (Слайд №3)

Наиболее распространенными матрешками считаются :

Сергиево-Посадская (Загорская) (Слайд №4)

Семеновская (Слайд №5)

Полхов-Майданская (Слайд №6)

Воспитатель:

Ребята, я знаю, что матрешки очень любят красоваться друг перед другом своими нардами. Давайте подслушаем разговор трех матрешек – подружек.

(Выходят трое детей, берут плоскостные матрешки)

Фото №3 Развивать творческие способности и фантазию детей через приобщение к народно прикладному искусству

Первая матрешка – Загорская :

Я – Загорская матрешка

Всех на свете краше!

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Вторая матрешка – Семеновская :

Из города Семенова

Я в гости к вам пришла

Букет цветов садовых

В подарок принесла.

Третья матрешка – Полхов-Майданская :

Я матрешка из Майдана

Могу стать звездой экрана

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными

Спелыми и красными.

Первая матрешка – Загорская :

Я простая русская красавица. На мне простой русский наряд : сарафан, кофта, передник и платок. В руки мне могут дать самовар, петушка, корзину, букет цветов. Форма моя добротная, устойчивая, крутобокая.

Вторая матрешка – Семеновская :

А семеновские матрешки одеты в светлые яркие желтые и красные платки и сарафаны. Алые розы, маки, ягоды собраны в букеты, которые мы держим в руках. Главным в моем наряде считается передник.

Третья матрешка – Полхов-Майданская :

Ну, подружки, по форме и краскам вам со мною не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная! Я тоньше, выше и стройнее вас. Голова у меня чуть-чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. И краски я люблю яркие. Платок на мне ярко-красный, юбка фиолетовая. Хороша я – полюбуйтесь на меня.

Первая матрешка – Загорская :

А меня игрушечные мастера наделили добротой, скромностью, трудолюбием.

Вторая матрешка – Семеновская :

Нас расписывают по золотому фону. Краски кажутся необычайно чистыми, яркими. И еще именно в городе Семенове была сделана самая многоместная матрешка. В одной кукле вмещалось 72 матрешки.

Воспитатель:

Ребята, вы поняли из разговора подружек – матрешек, чем они отличаются друг от друга.

Фото №4 Воспитательные Воспитывать интерес к культуре своих предков

Дети:

Росписью, формой, цветом, узорами.

Воспитатель:

Какие краски использовал художник?

Дети:

Яркие, насыщенные, разноцветные, сочные.

Воспитатель:

А если художник использовал разноцветные краски, какие матрешки получились?

Дети:

Яркие, красивые, расписные, веселые, чудесные, изумительные, восхитительные, идеальные, великолепные, превосходные.

(Девочки садятся на места)

Воспитатель:

Ребята, в настоящее время большое распространение получает авторская матрешка, когда художники комбинируют в одной матрешке элементы разных видов матрешек. Обратите внимание, какие они все разные:

Матрешки со сказочными героями (Слайд № 7)

Матрешки с репродукциями картин (Слайд № 8)

Матрешки с букетами (Слайд № 9)

Матрешки в образе детей (Слайд № 10)

Матрешки с изображением праздника, например Масленица (Слайд № 11)

Матрешки с картинками на школьную тематику (Слайд № 12)

Воспитатель:

Ребята, какие неповторимые удивительные авторские матрешки. А теперь давайте покажем, какие же они озорные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопают)

На ногах сапожки (руки на пояс, ногу выставляют на пятку)

Топают матрешки (топают)

Влево, вправо наклонились (наклоняются в стороны)

Всем знакомым поклонились (наклоны головой)

Девчонки озорные (руки на пояс, повороты вокруг себя)

Матрешки расписные (руки вперед)

Воспитатель:

Ребята, а теперь давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерской художники украшают свои сувениры росписью. Посмотрите, художники оставили свои работы незаконченными. Давайте поможем им.

Фото №5 Воспитывать эстетический и художественный вкус Фото №6 Публикация НОД в подготовительной группе Русская матрешка размещена в разделах Конспекты занятий

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза,

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. (Легонько поворачиваю детей).

Открывайте глазки, проходите за столы. Вы теперь мастера.

(Дети садятся)

Воспитатель:

Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело,

Выбирай любой узор, чтобы радовал он взор.

Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина, терпение и старание.

(Под русскую народную мелодию дети расписываю матрешек)

Воспитатель:

Ребята, какие чудесные матрешки у вас получились! Вас по праву можно назвать настоящими мастерами, художниками. За ваш труд, умение и старание я приготовила вам награду – медали. Вы их заслужили.

Для вручения наград выйдите из-за столов и станьте полукругом. (Вручение медалей)

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что сегодня праздник – День рождения русского сувенира матрешки. Давайте подарим нашим гостям частушки о матрешках.

(дети исполняют частушки)

Воспитатель:

В честь праздника русского сувенира вам сладкое угощение!

Фото №7 Все конспекты Матрешка матрёшки Матрёшки
Публикации по теме:

Фотоотчет о краткосрочном проекте в подготовительной группе «Русская матрешка» Матрешка- когда-то любимая всеми нами игрушка, но к сожалению в последнее время ее место занимают другие игрушки, иногда прямо таки монстры.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Русская матрешка»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Русская матрешка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме «Разрумянилась немножко наша русская.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам народной культуры «Русская матрешка» Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Выполнила : воспитатель старшей группы МБДОУ детский сад.

«Русская матрешка». Конспект НОД по аппликации с использованием трафаретов в подготовительной группе Конспект НОД по художественно-эстетической направленности (аппликация) в подготовительной группе. Тема: "Русская матрешка" Воспитатель:.

Конспект НОД по декоративной аппликации «Русская матрешка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №98 Конспект Непосредственно – организованной.

Конспект НОД по развитию речи «Русская народная матрешка» Цель: продолжить знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой Задачи: - продолжать знакомить детей с внешним обликом, особенностями.

Фотоотчет «Русская матрешка в подготовительной группе»Фотоотчет «Русская матрешка в подготовительной группе» Фотоотчет на тему: «Русская матрешка» (в рамках международного бакалавриата по трансдисциплинарной теме: «Кто мы. Культура») Подготовительная.

Конспект открытого занятия в средней группе «Русская матрешка» .

Познавательно-творческий проект в младшей группе «Русская матрешка» Актуальность проекта Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки,.

Развлечение в группе раннего возраста «Русская матрешка»Развлечение в группе раннего возраста «Русская матрешка» Программное содержание: продолжать знакомить с матрешкой, формировать интерес и любовь к народному творчеству; развивать речь детей, активизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе «Русская матрешка»
Опубликовано: 13 апреля 2018 в 10:15
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в подготовительной группе «Русская матрешка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фунт в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД