Инна Иванова
Мини-проект по аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста «Танцы на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Мини-проект по акваэробике
для детей старшего дошкольного возраста
«Танцы на воде»
Выполнил: инструктор
по физической культуре
Иванова И. В.
Чебоксары 2017 г.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Мини-проект по аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста „Танцы на воде“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Проекты
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Красивый, здоровый, сильный ребенок! Какие родители откажутся видеть именно таким свое любимое чадо. И средств, и возможностей для осуществления данной мечты на сегодняшний день великое множество. Одним из них и является аквааэробика для детей.
С медицинской точки зрения данное направление очень полезно как детям, так и взрослым:
• вода способна сжечь большее количество калорий за меньший промежуток времени;
• на занятиях вода выталкивает тело человека на поверхность и снимает нагрузку, как с позвоночника, так и со всего опорно-двигательного аппарата;
• гидростатическое давление воды обуславливает массажный эффект погруженному телу, улучшает циркуляцию крови, лимфы в организме;
• сила сопротивления воды заставляет работать в едином комплексе всю мускулатуру тела, делая организм более координированным и выносливым.
Все дети очень любят воду. Такой инстинкт заложен от природы. Ведь человеческий организм девять месяцев внутриутробного развития проводит именно в воде. Какая прелесть походить вдоль берега босиком, понырять или просто поплескаться водой. Но, с другой стороны, река, озеро и море представляют собой серьезную опасность для малыша, если он не умеет плавать. Его слабая мускулатура и не боязнь воды могут привести к плачевным последствиям.
Поэтому, чтобы избежать такого горя, а также закалить детский организм и придать ему здоровую осанку нужно выделить свободное время в режиме дня для занятия в секции аквааэробика для детей. Присутствие ребёнка в воде можно назвать процедурой закаливания. Ведь вода забирает в полтора раза быстрее тепло из человеческого организма, чем любая другая среда. А какая прекрасная возможность будет для тренировки сердечнососудистой системы. Так же не стоит отрицать, что дети, посещающие секцию аквааэробики, гораздо меньше, по сравнению с их сверстниками, болеют ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями.
При движении в воде вся нагрузка падает на мускулатуру. Мышцы приобретают красивый вид, а позвоночник отдыхает. Очень эффективны данные занятия для детей с избыточным весом тела. Именно посещение тренировочных занятий секции аквааэробики для детей служит замечательной возможностью обрести стройную, подтянутую фигуру и привести свой вес к норме.
Аквааэробика для детей является полезным фактором для растущего организма:
• упражнения по аквааэробике позволяют нагружать те группы мышц, которые не загружены или отлынивают в повседневной жизни;
• вода предоставляет прекрасную возможность активным и психически неустойчивым детям выплеснуть наружу всю лишнюю энергию;
• комплекс занятий по аквааэробике позволяет растягивать связки и развивать гибкость;
• тренировочные занятия предусматривают игры, которые очень нравятся детям.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ ПО АКВААЭРОБИКЕ
Цель программы: содействие оздоровлению, закаливанию детского организма, в обеспечении всесторонней физической подготовки; вовлечения детей дошкольного возраста в занятия физкультурой и спортом.
Оздоровительные задачи (направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка) :
1. Способствовать гармоничному психосоматическому развитию.
2. Совершенствование защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
3. Совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
4. Развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.
5. Формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Образовательные задачи:
1. Формирование двигательных умений и навыков.
2. Развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости).
3. Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
4. Способствуют воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет. Занятия предусматривают элементы синхронного плавания, водного пола и различных эстафет и игр на воде. Длительность занятия составляет 25-30 минут.
ЭТАПЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сроки и этапы реализации проекта:
• Продолжительность обучения – 1 год
• Режим занятий – 1 раз в неделю
• Режим занятий в учебной группе определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями МБДОУ.
• Формы занятий – групповые.
Занятия по аквааэробике имеют определенную структуру
•1 часть – разминка
•2 часть – основной комплекс
•3 часть – восстановленный период (упражнения на восстановления, стрейчинг, упражнения на расслабление, упражнения на гибкость)
Ожидаемые результаты:
• Повышение двигательной активности ребенка
• Повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям
• Укрепление мышечного «корсета»
• Развитие гибкости, выносливости, ловкости, быстроты, координации движений и умение слушать музыку при выполнении упражнений
• Эмоциональное и двигательное раскрепощение в воде, проявление чувства радости и удовольствия от движения в воде.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО АКВААЭРОБИКЕ
• подготовительная часть
• основная часть
• заключительная часть
Подготовительная часть обычно занимает 20-30% времени урока. Основная задача подготовительной части урока - организовать занимающихся и подготовить их к выполнению упражнений основной части урока. В подготовительную часть входят: построение и перекличка занимающихся; объяснение задач урока, методические указания, построения и перестроения, разминка, упражнения, направленные на подготовку к выполнению упражнений основной части урока.
Упражнения подготовительной части должны задействовать все большие группы мышц, включать перемещения и постепенный переход к движениям с полной амплитудой в суставах. Интенсивность движений умеренная.
Основная часть включает все основные упражнения, направленные на решение задачи урока (воспитание силы, силовой выносливости, гибкости, аэробной выносливости, совершенствование технической подготовленности, а также подводящие упражнения, которые выполняются непосредственно перед основными.
Заключительная часть имеет своей задачей постепенное снижение физической нагрузки и эмоционального возбуждения организма. Она включает легкие движения, несложные перемещения, статические упражнения на гибкость. Интенсивность движений небольшая, а сами движения должны быть плавными. В конце даются упражнения на расслабление и релаксацию. В этой части урока подводятся его итоги, даются домашние задания, если они необходимы.
Планирование тренировочного процесса
Занятия будут проводиться один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25 минут. В зависимости от уровня плавательной подготовленности в качестве физических упражнений в воде можно выбрать : для слабоплавающих – аквааэробику в мелком воде, для умеющих плавать – аквааэробику в глубокой воде. Занятия аквааэробикой, также как и занятия оздоровительным плаванием строятся с преимущественной направленностью на аэробную выносливость.
Для оздоровительных тренировочных программ недопустимо не только накапливание утомления от занятия к занятию, но и даже чрезмерное утомление от одной тренировки. Нагрузка дозируется таким образом, чтобы увеличение объема и интенсивности занятий соответствовали повышению уровня подготовленности.
В процессе тренировки необходимо осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и подготовленности, при необходимости дополняя его врачебным контролем.
Для оптимального эффекта от занятий аквааэробикой весьма важен выбор объема и интенсивности нагрузок, а также количества занятий в неделю. В зависимости от задачи – поддержание или повышение уровня физической подготовленности, нагрузка может постепенно увеличиваться или оставаться на достигнутом уровне. Кроме того, полезно ориентироваться на возрастные нормы нагрузки.
Для построения эффективной и в то же время безопасной программы аквааэробики важно соблюдать принцип соответствия величины нагрузки возможностям занимающихся.
Можно выделить несколько уровней нагрузки, вызывающие принципиально различные адаптационные реакции организма:
· чрезмерная нагрузка, величина которой превышает функциональные возможности организма и может привести к перенапряжению;
· оптимальная тренирующая нагрузка, которая позволяет добиваться увеличения уровня подготовленности;
· поддерживающая нагрузка, величина которой недостаточна для дальнейшего роста работоспособности, но позволяет сохранить достигнутый уровень подготовленности;
· незначительная нагрузка, не приводящая к каким-либо долговременным сдвигам в организме.
Рост функциональных способностей организма в ходе тренировочного процесса приводит к сдвигу вверх порога адаптации: для дальнейшего повышения физической работоспособности нужны все большие нагрузки. Без ощутимого утомления невозможно добиться каких-либо сдвигов в уровне физической подготовленности. Известно, что чем выше величина нагрузки, тем сильнее ответная реакция организма. Для оздоровительных программ недопустимо не только накапливание утомления от занятия к занятию, но и даже чрезмерное утомление от одной тренировки. Организм занимающегося должен практически полностью восстановиться к утру следующего дня. Следовательно, нагрузка дозируется таким образом, чтобы увеличение объема и интенсивности соответствовало повышению уровня подготовленности.
Увеличение интенсивности в оздоровительных программах проводится весьма осторожно.
Построение тренировочного цикла в аквааэробике требует волнообразного изменения нагрузки. В зависимости от индивидуальных особенностей занимающегося, его текущего физического состояния и самочувствия нагрузка может несколько увеличиваться или уменьшаться.
Организация занятий.
Пространство вокруг чаши бассейна должно быть свободным от посторонних предметов. Оформление зала и бассейна должно соответствовать гигиеническим (САНПиН2.4.1.2660-10) и эстетическим требованиям.
Дети занимаются в плавках, в резиновых шапочках. Для передвижения по залу до и после занятия необходимы махровые или фланелевые халаты с капюшонами и длинными рукавами; обувь на резиновой подошве (исключая шлепанцы).
Перед посещением бассейна обязательно предшествуют гигиенические процедуры. Перед тем как принять душ, дети обязательно посещают туалет, затем они тщательно, быстро моются в душе, приучаясь делать это самостоятельно или с помощью сверстников. После занятий дети вновь принимают непродолжительный душ, вытираются полотенцем, сушат волосы, одеваются и отдыхают.
Температура воды 28—30°С, а температура воздуха 26—28°С. Уровень воды в бассейне, должен быть не выше плечевых суставов ребенка, стоящего на дне бассейна.
Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.
Функциональное распределение обязанностей между сотрудниками
• Инструктор по физической культуре руководит образовательной деятельностью, консультирует родителей по вопросам обучения плаванию, отвечает за безопасность детей
• Медицинская сестра проверяет условия проведения образовательной деятельности, приучает детей к строгому соблюдению правил гигиены, отвечает за безопасность детей, оказания доврачебной помощи, осуществляет контроль гигиенических условий и физической нагрузки на детей в бассейне.
• Родители обеспечивают детей необходимой одеждой, продолжают оздоровительные мероприятия в условиях семьи, обеспечивают потребность в двигательной активности детей и совершенствование двигательного навыка через совместное посещение бассейна, открытых водоемов, участие в спортивных мероприятиях учреждения.
Противопоказания к занятиям:
- наличие острых инфекционных заболеваний;
- острые стадии любых заболеваний (обострение хронических заболеваний);
- лихорадочное состояние (повышенная температура тела);
- злокачественные опухоли;
- грибковые поражения кожи и ногтей;
- аллергические реакции (в том числе на компоненты воды);
- любые болевые ощущения;
- повышенное артериальное давление.
Планирование работы по курсу «Аквааэробика»
№ Месяц Тематика Задачи
1 октябрь «Капельки»
(танцевальная композиция)
1. Познакомить детей с правилами поведения на воде.
2. Мониторинг обследования умений и навыков детей плаванию, задержка дыхания.
3. Знакомство с терминологией, сигналами, схемами
2 ноябрь
«Капельки с обручами»
Коллективная работа
1. Формировать у детей представление о конкретном рисунке.
2. Составление рисунков на воде в парах с обручами под музыку.
3. Закрепление навыков расположения лежа на воде, выдоха в воду.
Оборудование: обручи, музыкальный центр.
3 декабрь «Вальс снежинок»
Танцевальная композиция 1. Обучение детей плавному выполнению перестроению из одного рисунка в другой.
2. Формирование у детей четких представлений о своей роли в каждом рисунке, умелому и быстрому реагированию на звуковой сигнал, музыку.
3. Формировать такое качество как настойчивость, упорство
4 январь
«Вальс снежинок-2»
1. Обучение детей самостоятельному составлению рисунков на воде с использованием различных пособий
2. Продолжать учить свободно ориентироваться в чаше бассейна.
оборудование: обручи, доски плавательные., мячи и т. д.
5 февраль «Русалочки»
1. Разучивание движений, используя элементы «медузы», «цепочки», единый шнур
2. Обучение детей умелому и плавному слиянию движения под музыкальное сопровождение.
6 март «Русалочки-2» 1. Формирование у детей ответственного отношения к выполнению движений.
2. Изготовление с детьми пособий для танцев на воде.
3. Обучение детей игровым движениям в воде
7 апрель «Ручейки» 1. Закрепление плавных переходов от одного рисунка на воде к другому, не мешая товарищу.
2. Совершенствовать длительные задержки дыхания под водой.
3. Упражнять в умении выбирать композиционное решение.
8 май «Акробаты»
1. Совершенствовать движения при длительном пребывании детей на поверхности воды
2. Формировать дружеские отношения в команде
Список литературы
Аквааэробика / авт. -сост. Е. А. Яных, В. А. Захаркина. – М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.- 127 с. ил.
Аквааэробика. 120 упражнений. / Э. Профит, П. Лопез. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 128 с., ил.
Аквафитнес / И. Тихомирова. – М. : Питер, 2005.- 125 с.
Белая Н. А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников. – М. : Советский спорт, 2001. – 272 с., ил.
Большакова И. А. Маленький дельфин: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И. А. Большакова. - М. : Аркти, 2005. – 24 с.
Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание / Н. Ж. Булгакова. - М. : АСТ- Астрель, 2002. – 160 с.
Булгакова Н. Ж. Плавание. – М. : Физкультура и спорт, 1999. – 184с., ил. – (Азбука спорта).
Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. н. Маринич и др. ; Под ред Н. Ж. Булгаковой. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
Дубровский В. И. Спортивная медицина: Учебник для студентов ВУЗов. – М. : Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с., ил.
Дубровский В. И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов ВУЗов. – М. : Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 608 с., ил.
Егоров Б. Б., Ведерников О. Б., Яковлева А. В. и др. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: методическое пособие / под ред. Б. Б. Егорова. - М. : Гном и Д, 2004. – 160 с.
Иваницкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) : Учебник для институтов физической культуры. – Изд. 7-е. / Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф. В. Судзиловского – М. : Олимпия, 2008. – 624 с., ил.
Кардамонова Н. Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея», Ростов н/ Д: Феникс, 2001. – 320 с.
Карпенко Е. Н., Короткова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: игровой метод обучения. – М. : ЧЕЛОВЕК, Донецк: Пространство, 2009. – 48 с., (Библиотечка тренера).
Полная энциклопедия оздоровительных упражнений/ пер. с англ. О. П. Бурмаковой. – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 329 с.
Протченко Т. А., Семенов, Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: методическое пособие / Т. А. Протченко, Ю. А. Семенов. – М. : Айрис дидактика, 2003. – 80 с.
Соколова Н. Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н. Г. Соколова, - Р-н-Д. : Феникс, 2007. – 157с.
Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с.
Трча С. Искусство вести здоровы образ жизни: Пер. с чешск. – М. : Медицина, 1984, 232 с., ил.
Физиология человека. Учебник для институтов физической культуры. Изд. 5-е. Под ред. Н. В. Зимкина. М., «Физкультура и спорт», 1975. – 496 с.
Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 224 с., ил.
Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. – 3-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.
Ресурсы Internet.