Иванова Татьяна Ивановна
Экологический проект «Что растёт на грядке?» для средней группы детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Что растёт на грядке?
Выполнила: Иванова Татьяна Ивановна, воспитатель младшей группы №5 «Солнечные Лучики»
Цель проекта :
Для воспитателей:
-Развивать у детей потребность ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом
-Познакомить детей с различными видами овощ
- Формировать умение различать основные цвета;
-Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
Темочки:
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Экология, природа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,экспериментированию.
Для детей :
-Включиться в проблемную ситуацию;
-Проявить познавательный интерес.
Для родителей:
- Вовлечь родителей в совместную деятельность.
Актуальность проекта :
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Теоретические основы экологического воспитания детей
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, ведь дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Это и подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделить именно экологическому воспитанию детей, фундамент которого составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Учитывая вышесказанное, я выбрала тему моей работы: «Формирование элементарных экологических представлений у младших дошкольников», и целью является: заложить первые ориентиры в мире природы и научить детей не причинять вред окружающей среде.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте можно с прихода детей в младшую группу.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Взрослый является носителем экологической культуры.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы, совмещая с игрой и творчеством. Взрослый является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости. Учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании.
Ребёнок полноценный участник образовательных отношений.
Становление первоначальных основ экологической культуры — это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В младшем возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, а также познать видимые составные части предметов и объектов, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Организованная деятельность.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам.
Экскурсии.
Экскурсии – один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе формирования экологической культуры. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как взрослые преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.
Наблюдения.
Наблюдение является наиболее значимым методом при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение, запах и пр., но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми, чаще используют в повседневной жизни, а на занятиях обобщаются, конкретизируются знания, полученные в процессе наблюдения. Например, занятие в младшей группе «Наблюдение за рыбкой». Перед проведением этого занятия с детьми в течении недели проводится наблюдение за рыбками, живущими в аквариуме (как передвигаются, как едят, строение).
Экспериментальный центр.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя различные ситуации, накапливает и расширяет его. Камни, песок, вода присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др. ; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.
Игры.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Труд в природе.
В совместной деятельности взрослого и детей по формированию экологической культуры широко используется труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение в системе экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях.
Продолжительность проекта 1 неделя с 07.08.- 11.08.2023
Тип проекта Познавательный, исследовательский, творческий
Участники проекта Воспитатели, дети, родители
Разработчики проекта Воспитатели
Форма проведения Групповая
Продукт проекта Коллективая работа «Наш огород»
Работа над проектом предполагала 6 этапов:
-Подготовительный;
-Проектировочный;
-Практический;
-Аналитический;
-Контрольно-коррекционный;
-Заключительный
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Цель: мотивация, целеполагание участников проектной деятельности.
Содержание деятельности: ввести детей в проблемную ситуацию, выбор темы проекта, постановка целей и задач.
Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения эксперементальной деятельности.
Привлечение родителей к участию в проекте.
Дети в младшем дошкольном возрасте очень любознательны. Они проявляют активный интерес ко всему окружающему. Однажды они рассматривали альбом «Овощи», и некоторые овощи им были не знакомы. Тогда они начали интересоваться, что это за овощ. Я спросила у ребят: «Хотите узнать какие бывают овощи?» Всем детям стало интересно, и мы решили сделать это в проектной деятельности. Так появился проект «Что растёт на грядке?»
2. Проектировочный этап.
На данном этапе обсудили с детьми с чего нужно начать работу. Детям были заданы следующие вопросы:
-Чем отличаются овощи от фруктов?
-Откуда берутся овощи?
-Сажают ли овощи зимой?
В ходе беседы познакомили родителей с темой проекта, подчеркнули роль родителей по воспитанию у детей экологического развития. Большинство родителей поддержали данную тему, и откликнулись на оказание посильной помощи.
План мероприятий
№ Мероприятие Ответственный Дни недели
Утренний круг «Овощи» Воспитатели Понедельник 07.08.2023
Д / и «Лото овощи» Воспитатели
С / р игра «В магазин за овощами» Воспитатели
Д / и «Назови фрукты, большие и маленькие» Воспитатели
Чтение художественной литературы «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Что растёт на огороде» Воспитатели
Утренний круг «Свекла и редис» сходства и различия Воспитатели Вторник 08.08.2023
«Найди одинаковые по размеру фрукты и овощи» Воспитатели
Д / и «Найди предмет такой же формы» Воспитатели
Д / и «Найди овощ такой же формы и цвета» Воспитатели
Театрализованная деятельность «Репка» Воспитатели
Утренний круг «Репа и Тыква»
Сходство и различие Воспитатели Среда
09.08.2023
Пальчиковые игры «Капуста», «Кабачок», «Тыква» Воспитатели
С / р игра «Овощной магазин» Воспитатели
«Я назову, а ты покажи» Воспитатели
Д/и «Разложи горох» Воспитатели
Утренний круг «Капуста и кобачок» сходство и различие воспитатели Четверг 10.08.2023
Составить пазл на тему «Овощи» воспитатели
Чтение стихов про овощи,
Приложение №1 воспитатели
С/р игра «Сварим суп» воспитатели
п/и «Урожай»
приложение №2 воспитатели
Лепка «Велочек капусты» воспитатели
Утренний круг «Горох и шпинат» сходства и различия воспитатели Пятница 11.08.2023
Чтение рассказа «Раз, горох, два горох» воспитатели
П/и «Сеял дедушка горох» воспитатели
Изобразительная деятельность «Веселые горошины» воспитатели
Обобщение. Беседа
«Польза овощей» воспитатели
Коллективная работа
Аппликация «Наш Огород» воспитатели
3. Практический этап
Исходя из намеченного плана, мы приступили к реализации проекта. Совместная деятельность педагога с детьми обеспечила познавательный интерес к различным видам овощей. Родители вместе с детьми изготовили поделки из овощей, проводили целевые прогулки.
4. Аналитический этап
На данном этапе мы соотнесли полученные результаты с поставленными задачами. Детям очень понравился продукт нашего проекта. Благодаря воспитателям и родителям дети получили удовольствие от проектной деятельности.
5. Контрольно-коррекционный этап
К концу проектной деятельности все дети научились определять овощи, стали применять свои знания в повседневной жизни. Уже не спрашивали. Что это за овощ. Поставленные задачи удалось реализовать.
6. Заключительный этап
Изготовили коллективную работу «Наш огород»
Результаты:
У детей сформировался интерес к исследовательской деятельности по умению разлтчать культурные растения, определять их на вкус. Дети стали бережнее относится к растительному миру.
Приложение
Стихи про овощи
1. Свёкла
Свекла плакать начала,
До корней намокла: – Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла. Автор: П. Синявский
***
2. Свёкла
Свёкла — вкусный корнеплод
Красный и бордовый.
Ешь в салате круглый год,
Чтобы стать здоровым. Автор: Н. Довженко
***
3. Свёкла
Вот, как будто в беспорядке,
Свёкла вылезла на грядке :
Посерёдке, на боках,
В самых дальних уголках!
Кверху выставила спину И торчит наполовину,
Прикрываясь над землёй Тёмно-красною листвой…
Без неё — зимою нету Ни борща, ни винегрета,
Ни салатов, ни икры — Для больших и детворы!
Автор: Е. Груданов
***
3. Редиска
Вот нарядная редиска,
Но сидит она не близко. Виден лишь зеленый хвостик,
Приходи, редиска, в гости. Автор: М. Борина
***
4. Редиска
Поливаем мы редиску,
С беленьким она бочком.
Поливаем,поливаем,
А потом на стол сорвем
! Очень вкусная редиска,
И красивая при том.
Хлеба черного нарежем,
И съедим ее потом.
Автор: А. Бах
***
5. Редиска
Редиска, прямо из гряды,
Помытая под краном,
Блестит вся в капельках воды
На полотенце тканом.
А до чего вкусна на вид – Ну так и дразнит аппетит!
Автор: Сибирёв В.
***
6. Морковка
Ловко спряталась девица,
Ладно ей в земле сидится.
Выдаёт коса плутовку, Тянем из земли морковку!
Автор: В. Сибирцев
***
7. Морковка
Очень красная морковка,
От морковки много толка: Витамины, сок и вкус — Кушай смело карапуз!
Автор: Днепровская М.
***
8. Морковка
Выросла у нас морковка.
Рыженькая,как плутовка.
Притаилась в погребке,
Лишь коса на бугорке.
К погребку тому идите.
И за косу потяните.
Ведь морковочка — она!
Витаминками полна.
Автор: Михалёва М.
***
9. Лук
Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать?
Автор: Хе Лена
***
10. Лук
Слёзы льются градом – Сеня режет лук.
Брат смеё тся рядом:
— Лук тебе – не друг!
— Ничего, братишка,
Скоро твой черёд!
Лук кусачий слишком,
Сам тебя найдёт.
Кончилась потеха,
Сева трёт глаза.
Тут уж не до смеха:
На щеке слеза.
Автор: Агарков С.
***
11. Лук
На Букву «Л» тут зреет Лук,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок
. Автор: Красноперова Н.
***
12. Шпинат
Дайте нам шпинат жевать Со шпинатом благодать.
Ведь в шпинате витаминок,
Как в песочнице песчинок.
Автор: Речушкин А.
*** 12. Шпинат
Треугольный лист зелёный,
Молодой — чуть кругловат.
Вкусный свежий и варёный
Это — глянцевый Шпинат.
Автор: Довженко Н.
*** 12. Шпинат
А меня зовут шпинат.
Как вам нравиться наряд?
Платье цвета “сочный луг”.
Я милее всех вокруг.
Автор: Довженко Н.
*** 13. Цукини
Что за овощ тут не званный Огурец какой-то странный
В нём конечно ж витамины
А зовут его — цукини.
Куст огромный у цукини.
Мы наполнили корзины
Сварим суп, сварим икру И начнем опять игру.
Автор: Финк И.
***
13. Цукини
Что из Мексики в Россию Завезли чрез всю Европу,
И, на Огурец похожий, Называют Кабачок?
Что, из Тыквенного рода,
С цилиндрическою формой,
Нежится на наших грядках,
Как на солнышке Сурок?
Что в листве, а не в пустыне,
Прячется от нас Цукини.
Автор: Ступников В.
***
14. Перец
Перец овощ разноцветный Он зеленый,
желтый, красный И оранжевого цвета,
И размеров, формы разной.
Что подходит — выбирай И на завтрак собирай.
Автор: Ревю И.
***
15. Чеснок Есть зубцы, но я не башня,
Стрелка есть, но не часы.
Я расту на грядке вашей,
Но не только для красы
– Вы меня добавьте в блюда
И они вкуснее будут.
Специй нет наверняка
Запашистей чеснока.
Автор: О. Емельянова
***
16. Чеснок Парень наш чеснок не видный,
Но совсем не безобидный.
Если много сунешь в рот,
Он весь рот твой обожжет.
Надо кушать по чуть-чуть,
А иначе не вздохнуть.
И чеснок ведь, как и перцы,
Очень жгучие, поверьте! Автор: Симбирская Ю.
***
17. Чеснок Ешьте, милые, чеснок,
Заготавливайте впрок,
Чтоб всегда он в доме был
И здоровье нам дарил.
Чтоб лечил нас и бодрил,
Придавая больше сил.
И от хворей всех берег
Наш надежный друг чеснок.
Автор: Лукша В.
***
18. Пузатый кабачок
Вон пузатый кабачок
Лёг под кустик на бочок,
Словно белый поросёнок
К солнцу поднял пятачок!
Если много их найдём,
То зимой не пропадё м:
И икра из них прекрасна,
И оладий напечём!
Автор: Е. Груданов
*** 19. Кабачок
Посмотрите, кабачок,
Завалился на бочок.
Он лежит такой холеный,
Гладкий, динный и зеленый.
Вырос больше всех друзей.
Отнесем его в музей…
Про музей мы пошутили,
Кабачок водой полили.
Ты расти и вырастай,
Будет славный урожай.
Автор: Борина М.
***
20. Кабачок
Толстячок- кабачок
Повернулся на бочок,
— На грядке я ещё посплю,
Дождик, солнышко люблю,
Я люблю, где воздух чище!
Большой вырос КАБАЧИЩЕ.
Пока долго сладко спал,
Придётся вызвать самосвал,
Чтоб лежебоку увезти.
— Хватит, больше не расти!
Пожалей ты нас, дружище!
— И ответил КАБАЧИЩЕ-
Я собою очень горд-
Мировой побил рекорд!
Автор: Т. Петухова
***
21. Баклажан
На гряде, у дальней сливы
Баклажанчик вырос синий:
Толстый, гладенький парнишка,
А вокруг — его братишки.
Все на солнышке блестят, Словно лампочки горят!
Будет скоро долгожданный
Вкусный завтрак баклажанный — Баклажанная икра…
Расчудесная пора!
Автор: Е. Груданов
*** 22. Баклажан
Все сегодня по порядку,
Обходил в саду я грядки.
На одной из них лежал – Тёмно-синий БАКЛАЖАН.
Был он важен и пузат, Показалось, даже взгляд
На меня он покосил,
Я у бабушки спросил:
-Для чего он нужен нам, Этот синий баклажан?
-Помнишь, внучек, на неделе, Вкусную икру мы ели!
-Помню, помню, как забыть!
БАКЛАЖАН -O! – Не может быть!
Автор: А. Полетаева
*** 23. Картошка
Я на любом столе– любимый самый,
И в честь меня пора давать салют!
Ведь из картофеля на кухне мама Вам приготовит сотню разных блюд!
Автор: Ф. Полак
***
24. Картошка
Из ведерка – прыг! – на грядку,
Все по делу, по порядку.
Ты, картошечка-картошка,
Посиди в земле немножко,
Только там не засыпай,
А быстрее прорастай!
И расти на радость нам, Не по дням, а по часам.
Мы тебя за тем сажаем,
Чтоб вернулась урожаем!
Автор: В. Гвоздев
***
25. Картошка
Что рядками вдаль уходит
За бугор, за лес, за дом?
То — картофельное поле
Расстилается кругом.
Ах, картошка! Ах, картошка!
Ты для нас — как свет в окошке!
Без тебя нам, может быть,
И недели не прожить!
Автор: Е. Груданов
***
26. Горох
А у нас взошёл горох,
Лиза восклицала:
«Ох! Его надо поливать!
Травку с корнем вырывать!
Поухаживать за ним,
А потом его съедим!»
Автор: Н. Горюнова
Приложение №2 Подвижные игры
3. Подвижная игра «Мышкины запасы»
Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание, память, устную речь.
Атрибуты: маска мышки,муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: выбирается ребёнок — Мышка,ему надевается маска Мышки. В центре круга лежат предметы — муляжи фруктов и овощей Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок – мышка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и говорит: «Сегодня я буду есть овощи (называет их, те овощи которые мышка назвала подходят к ней). Из этой группы выбирается новый ребёнок —Мышка.
4. Подвижная игра «Помидор в руках»
Цель игры:
Организация детского досуга.
Для этой игры понадобится небольшой овощ, помидор, лук, чеснок или морковка Игроки встают в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. За спиной они держат вытянутые руки, ладони раскрыты. Ведущий идёт за их спинами с выбранным овощем в руках. Он по очереди дотрагивается до ладоней каждого участника, делая при этом вид, что хочет опустить овощ именно в его руки. При этом игроки не должны оглядываться. Наконец ведущий опускает жёлудь в чьи-то руки. Ведущий говорит слова: «овощь например называет, помидор покажись! Помидор к нам явись!». Игрок, в чьих руках помидор должен вырваться вперёд, а все остальные участники справа и слева стараются схватить его, не дать ему выбежать. Если его поймали, то он становится ведущим, если нет, то игра продолжается с прежним ведущим.
5. Подвижная игра «Урожай».
В огород пойдем, (Маршировать на месте.)
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем («Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли морковь.)
И картошки накопаем. («Копают». Изображать, как копают.
Срежем мы кочан капусты, («Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан.
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками — 3 раза.
Щавеля нарвем немножко («Рвут». Изображать, как рвут щавель.)
И вернемся по дорожке. (Маршировать на месте.)
6. Подвижная игра «Овощи»
Ход игры:
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.)
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
(Останавливаются, крутят водящего.)
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)
7. Подвижная игра «Сеял дедушка горох»
Ход игры :
Сеял дедушка горох. (Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.)
Был горох совсем неплох. (Попеременно топают ногами на месте.)
Круглый, звонкий,
Желтый, гладкий,
Очень ровный, очень сладкий. (Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти же движения. Приседают.)
Вдруг упал мешок с горохом. (Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.)
Бедный дедушка заохал.
Был горох, и на тебе –
Раскатился по избе! На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».
В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на пояс
8. Подвижная игра «Корзина с овощами»
Ход игры:
С большой корзиной иду в огород (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
На грядках растет разноцветный народ.
(Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой, потом – на правой, на каждое название овощей)
Тут красный, пузатый сеньор помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком.
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко желтая репка горит.
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка.
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый, хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат. (Вновь идут по кругу, взявшись за руки)
9. Подвижная игра «Зайка и капуста»
Ход игры:
В центре группы стоит ребенок – «сторож». Он прикладывает руки к глазам, как бинокль. Дети – «зайки» прыгают по группе. «Зайки» прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг него, дразнят.
Тень-тень-потетень,
В огороде-то плетень.
За плетнем капуста,
Сладкая до хруста.
Зайкам хочется капусты,
В животе голодном пусто.
Зайки – прыг в огород,
А там сторож у ворот.
Убегайте, зайки, прочь,
Вы должны себе помочь.
Раз, два, три,
Зайчишек лови.
На слово «лови» «сторож» кидается ловить «зайчат». Дети убегают за линию в конце группы.)
10. Подвижная игра «Ежик и барабан»
С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум! (Маршируют по кругу, изображая игру на
Целый день играет ежик, Бум-бум-бум! барабане.)
С барабаном за плечами, Бум-бум-бум! (Идут по кругу, спрятав руки за спину.)
Ежик в огород забрел, Бум-бум-бум!
Очень перчики любил он, Бум-бум-бум! (То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемые перчики
Барабан свой там забыл он, Бум-бум-бум (Останавливаются, разводят руками.)
Ночью перчики срывались, Бум-бум-бум. (Руки на поясе, прыжки на месте.)
И удары раздавались, Бум-бум-бум. (Прыжки.)
Зайцы здорово струхнули, Бум-бум-бум! Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают
Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум! (сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)
11. Игра -хоровод «Кабачок»
Ход игры
. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком.
Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой
овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки маски.
12. Подвижная игра «Баба сеяла горох»
Ход игры.
Один из детей становится водящим, все остальные -горошинками.
Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.
Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)
Ох! Уродился он неплох. (Приседают)
Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)
Мы помчимся -ты постой!
Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим.
Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только ловить.